Дети войны родились в период с начала тридцатых годов до дня Победы. И у каждого из них своя судьба, дорога. Для многих из них война совпала с началом жизни: кто-то был совсем маленьким, кто-то уже подростком. Голод, лишения, тяжелый крестьянский труд рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, душевную доброту.
Жизненная бодрость, чувство юмора, рассудительность и в настоящее время присущи Николаю Ивановичу Герасимову - жителю села Чуваш-Кубово. Когда началась война, ему было девять лет с небольшим.
- Отец работал на железной дороге, имел бронь, поэтому не сразу ушел на фронт, - рассказывает Николай Иванович. - Нас было к тому времени трое детей. Я был вторым ребенком, старшая сестра была главной помощницей матери. Жили, в основном, на картошке. Сколько помню: сажали, пололи, выкапывали, старались сберечь до весны. Хлеба давали немного, мать получала на детей пособие. Скотины не было – всю сдали в колхоз. Позже обзавелись телкой, быком.
Во время войны трудился, как и все подростки, в колхозе.
- Помню, как боронили колхозную рожь на своем быке. Осенью собирали картошку. Часть ее оставляли на зиму в буртах. Соломой закрывали, никто не воровал. Женщины вязали снопы, мы составляли их в суслоны. А молотили зимой. Солому сгребали и скирдовали вручную. По две или три скирды в день делали. От Пасхи до глубокой осени работали. Тогда люди дружнее были, помогали во всем. Для подростков находилось дело везде. А как же иначе? Никого не нужно было упрашивать, мы просто знали - надо. Играть детям было некогда.
Николай Иванович не говорит о своем военном детстве плохо. Во всем старается найти хорошее. Например, он ценит то, что царило между людьми полное взаимопонимание, даже веселиться после крестьянских хлопот удавалось. Те, кто помоложе, сразу после работы шли на площадку возле церкви на игры. Водили хороводы, по два круга набиралось. Под гармонь пели песни, танцевали, да и рано утром снова на работу.
Успел отучиться три года в школе. Продолжить обучение в школе не смог из-за болезни, заболел желтухой. Николаю повезло - отец вернулся в 46-ом году живым после войны. Тут уж захотелось подростку продолжить обучение. Но, как назло, в селе четвертого класса не открывали из-за отсутствия учеников. Коля проявил свои организаторские способности и нашел семь мальчишек, желающих продолжить учебу. Так и открылся в 1947-ом году четвертый класс в сельской школе.
- Учителя в нашей школе были очень ответственные, по домам ходили, узнавали, как живут ученики, чем помочь можно кому. Без внимания никого не оставляли.
Как и все мальчишки того времени, мечтал об авиации, но не попал: знаний оказалось маловато. Зато приняли в дорожный техникум. Затем служба в армии на Камчатке четыре года, работа мастером участка. Где только не побывал Николай Герасимов за свою жизнь: и дорогу для лесовозов от Караидели до Павловки строил, и здание СПТУ-95 в с. Иглино. А основная трудовая деятельность прошла в школе, он вел уроки труда и начальной военной подготовки.
Прожил всю жизнь в родном селе, женился по любви на местной девушке Валентине. Построил своими руками дом, выложил русскую печку, которая до сих пор красуется на кухне. Прожили с женой 53 года, вырастили пятерых детей, стал дедушкой и прадедушкой для двадцати внуков и правнуков. Говоря о жене, он становится молчаливым и задумчивым - пять лет назад ее не стало.
- Преданная и трудолюбивая была моя Валя, - признается он.
Живет сейчас один, заботятся о нем хорошо. Младшая сестра по соседству живет, дети и внуки постоянно навещают.
И сейчас он переживает за воспитание младшего поколения, мечтает о том, чтобы вернулись снова детские организации вроде пионерской и комсомольской, чтобы молодежь росла не только образованной, но и воспитанной.
Было ли у детей военного времени детство? Тяжелое, но было. Была жизнь со своими песнями и плясками, дружбой и взаимовыручкой. А нам остается только перенимать от этого поколения мудрость, терпение и жизнелюбие.
Милауша Гараева.
Фото автора.