В Историко-краеведческом музее Иглинского района прошла «Встреча двух поколений», на которой вместе с несколькими десятками детей и взрослых побывала и я. Расскажу о том, как важна была эта встреча для молодого поколения.
На встречу пришли школьники (6 и 8 классы), их классные руководители, молодежь из числа организаторов мероприятия (комитет по молодежной политике и спорту, музей) и почтенные жители - члены Совета ветеранов Иглинского района во главе с председателем Сайфуллой Хатбулловичем Аиткуловым.
Участники встречи расселись по скамьям и стульям, и получился полный зал, готовый внимать каждому слову дорогих гостей. А вот наконец и они – три пожилых женщины, сохранившие в памяти страшные картины войны и голода, но не побежденные тем временем. Это жительницы блокадного Ленинграда Такташева Сония Таеровна и Мавросоввиди Татьяна Владимировна и «дитя войны» Янбухтина Флюра Гумеровна.
Зал с почтением встал при их появлении и тут же затих – желание услышать из первых уст о судьбе человека, прошедшего через ужасы войны, было единым.
Да, не всё прошло по сценарию. Сония Таеровна начала рассказывать об эвакуации и осеклась... слишком тяжелы были воспоминания. Она принесла книгу о блокадном Ленинграде, которую показала зрителям директор музея Айгуль Тимирбаева. Мы всё поняли без слов...
Татьяна Владимировна описала страшные дни блокады, упомянув листовки, которые фашисты сбрасывали с воздуха: «Ешьте бобы – готовьте гробы!», «Спите, ленинградские матрёшки, – больше не будет бомбёжки!». Во время эвакуации трехлетняя Таня с семьей плыли на второй барже в колонне. Баржи во время движения перестраивались, и Танино судно стало
третьим по счету. Внезапно началась бомбёжка, и бомба попала во вторую по счету баржу. На этом эпизоде у нас, зрителей, зашевелились волосы на голове.
Рассказ Флюры Гумеровны был самым долгим и эмоциональным. Он перемежался с выводами, примерами, обращениями к слушателям. Такой стиль общения у Флюры Гумеровны появился, вероятно, оттого, что она всю жизнь проработала врачом, и умение окружать добротой и заботой, сопереживать, успокаивать и лечить у неё проявляется во всём, что бы она ни делала. В её монологе было много светлых зарисовок:
— Для ребёнка команда «Воздух!» была как игра: все по тревоге бросались в укрытие, а после вылезали.
— Мы жили после войны, была разруха, голод, холод, но – странное дело – мы не болели. Видимо, организм был занят другим.
— Меня в моей родной деревне все малыши знают. Спрашиваю – откуда? Отвечают – по рассказам.
Флюра Гумеровна жила в Уфе, в районе нынешнего торгового центра "Мир". А её тётка жила на улице Новомостовой, это район Монумента Дружбы. И вот, когда тётка узнала по радио, что кончилась война, она в чем была побежала к дому племянницы, и бежала не останавливаясь до самого порога. Упав на крыльцо, она без остановки повторяла одно слово: «Победа! Победа! Победа!». Это было сильнейшим местом для рассказчицы, для меня и для всех присутствующих. В зале зашмыгали носами.
Конечно, на встрече было много слов, обращенных к молодому поколению, с призывами ценить современную спокойную и сытую жизнь, любить своих бабушек и дедушек, уважать стариков... Были цветы, стихи и подарки гостям. Но каждый знал: мы не за этим собрались, это всё есть и будет на любом мероприятии. Самое главное, что произошло здесь и сейчас – соприкосновение двух эпох, встреча Матери, пережившей многое, чтобы только её Ребёнку было хорошо, и того самого Дитя,
красивого, упитанного, довольного... Со слезами безграничной благодарности на глазах.