Все новости
Лонгрид
14 Декабря 2018, 15:03

Иглинец совершил восхождение на самую высокую вершину Европы - Эльбрус

«Эльбрус помог проверить себя и поверить в свои силы», - говорит житель Иглино Азат Хакимов, совершивший восхождение на эту гору

Азат Хакимов(второй слева) с участниками своей группы и гидами на вершине Эльбруса.
Иглинец Азат Хакимов провел свой отпуск, пожалуй, необычнее всех: в сентябре этого года он совершил восхождение на гору Эльбрус высотой 5642 метра над уровнем моря. Думаю, стоит познакомить читателей с этим человеком. Азат – предприниматель, возглавляемая им студия «Контраст» занимается наружной рекламой, дизайном и фотоуслугами. Он любит слушать хорошую музыку, читать умные книги, увлекается туризмом и путешествиями. Является ли Азат первым иглинцем, который взошел на Эльбрус? Точно утверждать не берусь, по крайней мере, о других земляках, сделавших то же самое, я не слышал. Поэтому пригласил отважного альпиниста в редакцию и попросил поделиться впечатлениями о восхождении на самую высокую вершину России и Европы.
- Все началось с того, что я занялся бегом, - рассказал Азат. – Сначала пробегал небольшие расстояния – 2-3 километра. Постепенно увеличил дистанцию до полумарафонской – 21 километр. Для чего мне это нужно? Бег не только укрепляет здоровье, но и закаляет характер, развивает волевые качества. А сила воли помогает справляться с ленью, преодолевать трудности в работе. Кроме занятий бегом, я совершал турпоходы длительностью в 1-2 дня, несколько раз поднимался на гору Иремель в Башкирии. В Крыму взошел на вершину горы Ай-Петри. И я понял, что готов к чему-то большему, появилось желание проверить себя, свою моральную и физическую подготовку, взойдя на гораздо более высокую вершину. Выбор пал на Эльбрус. Я долго откладывал воплощение своего замысла по разным причинам – то времени не хватало, то денег. Прошло два года. И вот на мой тридцатилетний юбилей жена подарила мне сертификат на услуги гида! И я вплотную приблизился к осуществлению своей мечты.
Начал готовиться. Часть снаряжения приобрел сам, а альпинистскую экипировку, которая кроме гор, нигде больше не пригодится, взял напрокат. На поезде доехал до города Минводы, там встретился с ребятами, с которыми мне предстояло совершать восхождение. Они были из разных городов нашей страны. Вместе мы отправились в приэльбрусье. У подножия великой горы расположено несколько поселков, жизнь в которых поддерживается за счет притока туристов. Сюда приезжают не только альпинисты, но и лыжники, сноубордисты. Для восхождения был выбран наиболее простой маршрут – по южному склону. Забегая вперед, скажу, что из девяти участников группы до вершины Эльбруса по этому маршруту дошли пятеро, а самостоятельно спустились вниз только трое. Но до восхождения все были здоровы, веселы, уверены в себе и в своих силах.
Сразу штурмовать такую вершину, как Эльбрус, нельзя: сначала надо кое-чему научиться и пройти акклиматизацию, чтобы организм приспособился к условиям высокогорья. В основном, группа состояла из новичков, хотя все так или иначе дружили со спортом. Было двое бодибилдеров – парней с накачанными мышцами, один из них даже обладал титулом «Мистер Эльбрус». По иронии судьбы, именно этим силачам пришлось на пути к вершине труднее всего.
Сначала мы поселились в базовом лагере и под руководством инструкторов совершили несколько пробных восхождений на соседние горы, познакомились с местными достопримечательностями. Побывали в обсерватории, искупались под водопадом «Девичьи косы», который находится на высоте 2800 метров над уровнем моря. После каждого похода группа собиралась вместе, каждый рассказывал о своем самочувствии, гиды давали советы. Наши проводники – Софья, Женя и Сергей оказались отличными ребятами, надежными товарищами и настоящими профессионалами своего дела.
Когда мы перебрались во второй базовый лагерь, расположенный на высоте 3800 метров над уровнем моря, случилось происшествие, раскрывшее «нрав» Эльбруса во всей красе. Однажды, во время занятий по ледовой подготовке, разразилась гроза. Известно, что погода в горах меняется внезапно. Так произошло и в тот раз. Был прекрасный солнечный день. Но вдруг вокруг нас все потемнело, раздались раскаты грома, засверкали молнии, и при этом повалил снег! Гроза была не над нами, как обычно, а вокруг нас, мы оказались внутри грозового облака. Разряды молний сверкали совсем рядом, и любой металлический предмет мог их притянуть. К счастью, в тот раз все закончилось благополучно.
Своеобразным экзаменом на готовность к покорению вершины Эльбруса послужило восхождение на скалы Пастухова. Все настолько устали, что не хотелось ни разговаривать друг с другом, ни любоваться красотой вокруг нас. Два человека из группы после этого подъема приняли решение, что на штурм вершины не пойдут. Что ж, лучше сразу трезво оценить свои силы и отказаться, чем в ответственный момент стать для товарищей обузой. Так что они поступили правильно.
Наступил долгожданный день перед штурмом вершины. Выходить в путь следовало ночью, чтобы на следующий день дойти до цели и успеть вернуться обратно засветло. Я слушал музыку и наслаждался покоем. Вечером несколько часов полагалось поспать, но разве перед таким событием заснешь? Ближе к часу ночи мы выступили в путь. Один гид шел впереди, задавая темп, другой проводник двигался сзади, с отстающими. Через какое-то время еще два человека из нашей группы повернули назад. Это были муж с женой. Супруге стало плохо, поэтому обоим пришлось вернуться.
На большой высоте главную проблему создает недостаток кислорода. От этого уходят силы, появляется сонливость или наоборот, эйфория. Физические нагрузки переносятся очень тяжело. Приходится идти ритмично, как робот: шагнул, оперся на ледоруб – снова шагнул. И так до бесконечности. Характер в таких условиях играет гораздо большую роль, чем физические качества человека. Нужно преодолевать себя, не жаловаться, быть готовым к холоду, к усталости, к боли.
Когда до цели оставалось 250-300 метров, взошло солнце. И чтобы увидеть этот восход, стоило измучиться так, как измучились мы к этому времени. Зрелище величественное и прекрасное одновременно. Плавно поднимается в вышину солнечный диск, видны все горные вершины вокруг, все пики. Справа простирается Грузия – целая страна под нами. И мы – на стыке литосферных плит, среди вечной мерзлоты, выше всех в Европе! В этот момент мне довелось пережить потрясающее чувство единения с окружающим миром. Что-то похожее, видимо, испытали и остальные участники группы, некоторые даже плакали. Ничего не жаль было отдать за возможность встретить восход солнца на Эльбрусе, ведь эмоции остаются в душе навсегда.
Когда мы закончили любоваться сказочным видом, выяснилось, что два члена команды, те самые атлеты, не могут самостоятельно продолжить движение. Высотная гипоксия подействовала на них сильнее, чем на остальных. Судя по всему, из-за большого количества мышечной массы мозг хуже снабжался кислородом. Весь дальнейший путь эти ребята проделали в полуобморочном состоянии. Кислородное голодание – штука коварная, оно изменяет сознание, мысли словно замедляются, между намерением что-то сделать и действием возникает долгая пауза. Наверное, то же самое происходит, когда человек умирает.
И вот мы на вершине. Это небольшой «пятачок» истоптанного снега. Ничего, кроме снега. Вокруг – горы. Попытался сделать несколько фотографий, но телефон моментально замерз. Мороз был такой, что рука в одной перчатке, без толстой рукавицы, не выдерживала холода. Теперь нам предстоял обратный путь.
И тут началось самое сложное. Гиды не зря давали совет экономить силы. На пути к вершине все вымотались, поэтому спуск проходил еще труднее, чем подъем. А тут еще поднялся ветер со снегом. На самом опасном месте под названием «косая полка» один из наших «обморочников» не удержался и сорвался вниз, потянул за собой другого человека, бывшего с ним в одной связке, третий выхватил ледоруб и задержал падение. Страховка спасла парням жизнь, но идти дальше они уже совсем не могли. Пришлось вызвать к ним снегоход. Путь вниз участники группы продолжили втроем.
Спуск – самое рутинное и тяжелое в этом походе. Навстречу, к вершине, шли люди, они о чем-то спрашивали нас, но отвечать им не было сил. Болели ноги, особенно колени, на которые пришлась основная нагрузка. Бросало то в жар, то в холод. И вот мы добрались до горного приюта, сняли всю тяжелую одежду, умылись снегом, так как ни воды, ни душа там не было. Но все самое трудное осталось позади.
В первом базовом лагере привели себя в порядок, отведали блюд местной кухни. День отдыхали, отходя от физических нагрузок. Затем стали разъезжаться. Лица у всех обветрились, обгорели на солнце. Домой я летел самолетом из Минвод с пересадкой в Москве. Московский аэропорт меня ошеломил, ведь прямо с гор я попал в мегаполис. Множество людей, все куда-то спешат, разговаривают по телефонам… Невольно напрашивался вопрос: куда торопятся все эти люди, зачем суетятся? Захотелось даже вернуться обратно, к покою и величию гор.
Что дало мне восхождение на Эльбрус? Я смог проверить себя, поверить в свои силы. И понять, что предельной для себя высоты я еще не достиг.
Антон МАЗУРОНИС.
Фото со страницы А. Хакимова «Вконтакте».