Все новости
Лонгрид
14 Декабря 2018, 14:35

О «местных и «приезжих» или о том, как иглинцы в разные времена обустраивали свою малую родину

Недавно поймал себя на мысли, что в селе Иглино я теперь почти никого не знаю. Вокруг сплошь чужие, незнакомые лица. Раньше, бывало, идешь по родному поселку и не успеваешь со встречными здороваться. Одноклассники, соседи, знакомые... А теперь везде новые люди - на улицах, в магазинах, в учреждениях.

Недавно поймал себя на мысли, что в селе Иглино я теперь почти никого не знаю. Вокруг сплошь чужие, незнакомые лица. Раньше, бывало, идешь по родному поселку и не успеваешь со встречными здороваться. Одноклассники, соседи, знакомые... А теперь везде новые люди - на улицах, в магазинах, в учреждениях. В социальных сетях то и дело попадаются на глаза вопросы такого типа: «Хотим переехать в Иглино. Какой дом посоветуете? Как там у вас дела с работой, с развлечениями?» В ответ пишут: «Не вздумайте, тут и без вас тесно. И вообще, все очень плохо. Дорог нет, того нет, сего нет, а что есть – толком не работает». А некоторые возражают: «Не слушайте нытиков! Смело переезжайте. Мы переехали и очень довольны. Свой дом лучше квартиры. А остального мы добьёмся. Заставим власть работать и всем, что положено, нас обеспечить!» Таких в иглинских интернет-сообществах уважают: вот ведь молодцы какие. Активисты.
Ну а я, когда читаю жалобы вчерашних горожан, а ныне иглинцев, прекрасно их понимаю. Эйфория от покупки собственного дома прошла. Оглянулись они вокруг – батюшки, куда мы попали? Это же деревня! Как тут все неблагоустроенно, по сравнению с городом! Люди чувствуют себя обманутыми, жизнь на селе оказалась не такой, какой они ее себе представляли.
Специально для них хочу рассказать вот о чем. На самом деле – вы не первые, кто приезжает в наши края и сталкивается с проблемами. Если заглянуть в историю, то станет очевидно, что все иглинцы в подавляющем большинстве – переселенцы либо потомки переселенцев. «Местными» можно назвать, пожалуй, только башкир, которым в древности принадлежала эта земля. Да что там, весь Иглинский район, каким мы его знаем, создан, в основном, руками приезжих – русских, татар, чувашей, белорусов, латышей… Извините, если кого забыл. Суровая уральская природа встречала гостей неприветливо. Что они видели перед собой? Непроходимые лесные дебри, кишащие диким зверьем! И ничего, обустроились. Рубили лес, пахали землю, выращивали хлеб и растили детей. Хоронили умерших. И достойную память о себе оставили. Иглино, Ивано-Казанка, Охлебинино, Балтика - сколько зажиточных сел основали, а уж деревень и деревушек не счесть. Но это, так сказать, преданья старины глубокой.
Мои предки прибыли в Иглино куда позднее – в 60-х годах прошлого века. Как раз закончилось строительство Павловской ГЭС. Работы в Нуримановском районе не стало, вот люди и потянулись поближе к городу. Сначала дед с бабушкой и три их дочери довольствовались съемным жильем. А потом и свою квартиру получили – трехкомнатную. Что это была за квартира! Едва переступив порог, все члены семьи женского пола заплакали. Но не от счастья. Очень уж тягостное впечатление произвела на них квартира на первом этаже только что построенного двухэтажного дома. Стены без отделки были сырыми, холодными. Полы – некрашеными, из нестроганых досок. Только кухня более-менее высохла, потому что там стояла кирпичная печка. Печку эту я помню. Весело потрескивали в ней дрова и жарко горели брикеты. Когда в зимнюю стужу батареи грели плохо, только печка и выручала. Да еще железный бак с топкой – «титан», в котором можно было согреть воду для мытья и стирки. Канализации не было, водопровода тоже. Чтобы постирать, нужно было натаскать воду вручную, а затем точно так же – ведрами – вынести. Новоселы пытались ходить за водой в частные дворы, где были колодцы, но их оттуда гнали. В то время жители райцентра выращивали лук, сдавали его государству и имели с этого неплохой доход. Ради строительства двухэтажек огороды урезали, грядки с луком стали покороче, вот и невзлюбили соседи приезжих. Величали их «ссыльными-переселенцами». Что ж, выкопали новоселы свой, «общественный», колодец и пользовались им, пока по улице не проложили водопровод и установили водоразборные колонки. Но еще много лет колодец служил людям верой и правдой, потому что зимой колонки частенько замерзали и в любое время года ломались. Газ протянули ближе к девяностым, до этого по графику развозили баллоны. Трактор с баллонами нужно было караулить: проворонишь – останешься без газа.
Грязь вокруг двухэтажек была по колено, дворы заасфальтировали далеко не сразу. Уличные туалеты представляли собой кирпичные будки на несколько ячеек, вечно загаженные и зловонные. Зимой на бетонном полу вырастали сталагмиты из застывшей мочи и фекалий. Иногда работники ЖКХ вырубали их ломом и в виде осколков выбрасывали лопатами прямо на снег и на тропинку, по которой ходили люди, мамы водили в садик малышей, дети спешили в школу. Весной все это начинало таять. Какие «ароматы» витали в воздухе – можете себе представить. Помойкой служила обычная яма, куда бросали твердые бытовые отходы и выливали жидкие. Таких ям было в микрорайоне несколько, возле них всегда копошились бродячие собаки.
Для чего я рассказываю о столь неприглядных вещах? Сейчас все чаще мелькают в соцсетях комментарии о том, что в советские времена о людях заботились, все жили хорошо и были счастливы. Действительно, тогда с высоких трибун и со страниц газет провозглашали, что в стране Советов все для человека и ради человека. Только вот «человек» этот был скорее абстрактным, а обычные, простые люди жили так, как я вам описываю. Почему не возмущались? Времена другие были. Жаловаться тогда было не принято, да и воспитывали старшее поколение по принципу - «жила бы страна родная», а личные нужды подождут. Ну, а власть предпочитала проблемы «не замечать». А когда наступила эпоха перестройки и гласности, Советский Союз вскоре рухнул.
Но я отвлекся. Продолжу рассказ. Сложа руки мои предки и их соседи не сидели. Понемногу привели квартиры в божеский вид. По очереди мыли пол в подъездах. Разбили палисадники, посадили малину и черемуху. Некоторые завели в сараях поросят и даже поставили баньки. Во дворе вкопали стол и скамейки. За этим столом мужики летними вечерами играли в карты. Жизнь шла своим чередом, но в какой-то момент власть задумала решить продовольственную проблему руками самих граждан – людям стали давать землю под садовые участки. Это были крохотные клочки земли размером в четыре-пять соток. Достался такой участок и деду в коллективном саду имени знатного селекционера Мичурина. Дойти до «земли обетованной» можно было пешком, всего-то пара километров. И когда мои предки увидели свой участок, у них снова появился повод заплакать. Перед их взором открылась заболоченная целина, заросшая ивняком и осокой. Под сады в то «благословенное» время выделяли самые запущенные, бросовые земли, непригодные для какой-либо хозяйственной деятельности. Берите, люди добрые, пользуйтесь на здоровье!
Но горевать было некогда, надо было осваивать участок. Весной один день, как известно, год кормит. Взялись за лопаты. Местные жители давно «отсадились» и в своих дворах отмечали завершение весенне-полевых работ, пели песни. А начинающие садоводы слушали эти песни, возвращаясь с добровольной каторги по иглинским улицам с гудящими от боли руками и поясницами.
Но и целину одолели! Со временем на участке выросли плодовые деревья, малина, смородина, ягоды, в общем, весь набор витаминов. Удалось выкроить клочок земли даже под картошку. Соорудил дед хлипкий домик из чего придется – было бы место куда лопаты поставить да крыша, чтобы от солнца и дождя спрятаться. Такие домики в то время были почти у всех. На большее средств у простых людей не хватало. Но все же хорошо было летом в саду!
Много лет прошло с тех пор. Мой родной микрорайон изменился, и сада больше нет – выросли на том месте чьи-то жилые дома. И люди изменились, и способы решения проблем – тоже. Сейчас новоселы ходят гордо – грудь колесом. Чуть что, сразу за компьютер. Кто гневный комментарий в соцсети пишет, кто жалобу в вышестоящие инстанции. Лейтмотив – «Нам положено. Дайте!». Дайте дороги, свет, газ, фонари и тротуары на улицах, места в садиках обеспечьте. И все это нужно прямо сейчас. Ждать и терпеть – это, извините, прошлый век. Появились у новых иглинцев лидеры, напористые, как бульдозеры. Любого, кто на пути встанет, раздавят и в порошок сотрут. Только вот забывают они, что власти для эффективной работы необходима поддержка населения. Решать проблемы нужно совместно, обсуждать их конструктивно. Президент нашей страны В. В. Путин на недавнем съезде «Единой России» сказал, что власть должна слышать людей и быть к ним ближе. И это, без сомнения, правильно. Времена, когда чиновники местного уровня отгораживались от народа решетками и шлагбаумами, ушли безвозвратно. Но можно задать вопрос иначе – а захотят ли люди услышать власть?
Недавно к исполнению обязанностей главы районной администрации приступил новый человек. А новым людям, как мы знаем, и жить в районе непросто, и руководить им – тоже. Проблемы есть не только у иглинцев. Есть они и у урманцев, и у кудеевцев, и у жителей других сел. В одиночку их никому не решить, а общими усилиями с любыми трудностями можно справиться. Наверное, об этом знали и те вятские мужики, и белорусские крестьяне, что когда-то впервые пришли на здешнюю землю. И поэтому у них все получилось.
Антон Мазуронис. Фото из группы https://vk.com/istoriyaiglino?z=photo-44931428_456239335%2Falbum-44931428_00%2Frev
Читайте нас: