Как итог – полки супермаркетов, где свободно лежал этот продукт, опустели, а цены выросли. Килограмм сахара стоит уже 80-90 руб. за кг, но и по такой цене его моментально разбирают.
Почему же люди вдруг бросаются скупать какой-то определенный товар? За последние 20 лет подобные явления происходили несколько раз и охватывали, словно лесной пожар, всю страну. Давайте припомним, что же становилось объектом экстремального спроса в разные годы.
Соль, 2006 г. На фоне слухов о возможном дефиците соли покупатели массово скупили ее в магазинах Тульской области. Поскольку соль – продукт ограниченного спроса, в торговых точках он присутствует обычно в небольшом количестве. Что же получилось? Соль закончилась, новую подвезти не успели, и действительно возник дефицит. «Соляная лихорадка» распространилась на другие регионы России. Докатилась она и до нашей республики. Об этом свидетельствует заметка в районной газете, посвященная нездоровому ажиотажу вокруг заурядного продукта. Ситуация нормализовалась, когда потребности граждан были полностью удовлетворены. После этого спрос на соль резко упал.
Свечи, 2012 г. Казалось бы, кому в двадцать первом веке могут понадобиться обычные парафиновые свечи в большом количестве? А вот поди ж ты – именно 2012 год, согласно календарю Майя, должен был стать годом конца света. Об этом много писали, говорили с экранов телевизоров, снимали художественные фильмы. Особо внушаемые люди решили, что раз грядет апокалипсис, нужно запастись… свечками. Логику подобных действий понять трудно, но факт остается фактом. Немногочисленные свечные заводы получили в тот год неплохую прибыль, а торговые сети – выручку.
Гречка и туалетная бумага, 2020 г. Панические настроения в начале пандемии коронавируса пробудили у сограждан желание запастись продуктами впрок. По иронии судьбы, выбор населения пал на гречку. Гречневая крупа полезна и питательна, но ею одной сыт не будешь. И тем не менее, именно гречка первой исчезла с полок супермаркетов. Зачем скупали туалетную бумагу – до конца не понятно. Справедливости ради следует напомнить, что «пипифакс» в рулонах активно приобретали в тот период и жители других стран. Но там туалетную бумагу использовали не по прямому назначению, а в качестве салфеток, чтобы не прикасаться к дверным ручкам. Ведь одноразовые перчатки тоже стали дефицитом.
Когда паника улеглась, предусмотрительные жители остались с запасами гречки, продавцы – с прибылью.
КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Мотивы поведения людей достаточно хорошо изучены. Вот и сейчас, комментируя очередной всплеск покупательской активности, психологи отмечают, что обыватели ведут себя вполне естественно. Во время тревожных событий у человека возникает желание обезопасить себя. Создавая запасы чего-либо, люди успокаиваются. Однако своими действиями вызывают беспокойство у других. Вот и выстраиваются очереди к прилавкам. Особенно подвержены тревоге представители старшего поколения. Они многое повидали на своем веку и любую информацию трактуют по-своему. Однако обвинять одних только пенсионеров в дефиците сахара или еще чего-то не стоит. Ведь покупательская способность у них невысока. Значит, «масла в огонь» подливают люди молодого и среднего возраста.
Что же делать, как противостоять соляным, сахарным и другим лихорадкам? Во-первых, не поддаваться панике. Как говорится, «включить голову». Не бежать за толпой и не тратить деньги понапрасну. Спокойно дождаться момента, когда спрос на дефицитный продукт спадет, как это было всегда. И тогда спокойно купить столько сахара, крупы и т.д,, сколько действительно необходимо.
Производителям и торговым сетям следует максимально насытить рынок продуктом. Это нелегко, так как нужно быстро отрегулировать логистику. Практика показывает, что даже многократное повышение цен не останавливает людей – они покупают до тех пор, пока полностью свои потребности не удовлетворят.
А что же власть? А власть ситуацию прекрасно понимает. И принимает соответствующие меры. На оперативном совещании в Правительстве РБ Глава региона Р. Ф. Хабиров сказал: «Людям надо спокойно объяснять, что сахар есть. Нам, республике, уж точно стыдно будет, если мы с этой ситуацией не справимся. У нас два больших сахарных завода, а вокруг — регионы, где таких заводов нет. Поэтому недопустимо, если мы не отрегулируем у себя эту ситуацию с сахаром».