– Фагим Минигалеевич, расскажите немного о себе. Каков Ваш профессиональный путь?
– Я родился в 1962 году в Альшеевском районе в многодетной семье. Родился 25 августа, записали 25 ноября – из-за жаркой поры сенокоса и невозможности быстро добраться до райцентра. После школы и армии поступил в мединститут, с третьего курса (1983 год) уже работал медбратом в республиканской клинической больнице, позже был отправлен в Бижбулякский район. Но, поскольку было стремление к хирургии, вернулся в РКБ. Потом женился, родился сын, и встал вопрос о жилье. В 1990 году меня направили в Иглино, где была необходимость в хирургах. По приезду дали трехкомнатную квартиру. Сначала работал хирургом, потом стал еще и онкологом. По выслуге лет в хирургии отправился на пенсию, но дома сидеть не стал, а отучился на рентгенолога и с 2012 года работаю в этой сфере. Супруга работает со мной, она медсестра в кабинете функциональной диагностики. Дети по нашим стопам не пошли, они – специалисты в нефтяной отрасли.
– Судя по всему, работы у Вас много. А как с условиями, оборудованием?
– Рентгенографию в Иглино ежедневно проходят более 150 человек. Так, на флюорографии специалисты определяют туберкулез, пневмонию, бронхит, жидкость в легких, опухоль, инородные тела. Через рентген обязательно проходят после ДТП, с черепно-мозговыми травмами, с патологиями опорно-двигательного аппарата, рук, лица, грудной клетки, живота, ног, стоп. Также у нас делается рентген с контрастом. У пациента болит живот – терапевт отправляет к хирургу, а хирург, пока не увидит заключение рентгенолога, лечить не будет. Лечение переломов, воспалений, любых патологий также сопровождается рентгенологическим исследованием. Сегодня возможности лучевой диагностики напрямую влияют на выбор тактики лечения и помогают справиться с заболеваниями, которые раньше имели печальные прогнозы.
Мы постоянно улучшаем методику диагностирования. В 1990-е годы рентгенологи проявляли снимки вручную. Аппараты давали большую дозу облучения и были малоинформативными. Сейчас аппараты универсальные, многофункциональные. Я благодарен руководству Иглинской больницы за укрепление материально-технической базы. В поликлинике есть рентген-кабинет, маммограф, цифровой флюорографический аппарат и еще один в стоматполиклинике, в больнице – рентген-аппарат, С-дуга (хирургическая рентген-система), два передвижных аппарата, а также цифровой рентген-аппарат «Архимед» и стоматологический радиовизиограф. Все эти аппараты появились в последние 4 года.
– Каковы возможности этих аппаратов?
– На снимках хорошо видны мельчайшие детали. Например, на снимке, сделанном по поводу воспаления гайморовых пазух, видны не только все пазухи, но и зубы, и даже пломбы в них. Таким образом, диагностика может быть расширенной. С новым радиовизиографом, например, стоматолог, не отходя от рабочего места, может посмотреть, хорошо ли он запломбировал канал, нет ли пустот. Таким образом, качество лечения улучшается. С цифровым снимком ничего не делается с течением времени, в отличие от обычного.
– До сих пор многие считают, что рентген очень вреден для организма, и стараются лишний раз его не делать, особенно детям. Что скажете Вы?
– В 80-х годах один флюорографический снимок приравнивался по влиянию на организм к нахождению под прямыми солнечными лучами в течение 20 минут. В настоящее время – к семи минутам. Компьютер, телефон, микроволновка – от внешней среды мы получаем больше излучения, чем от рентген-аппарата, притом постоянно. Рентгена бояться не надо. Это один из основных методов диагностики болезней и последующей профилактики. Флюорографию нужно проходить один раз в год, а также при малейшем подозрении на легочное заболевание, ведь район у нас неблагополучный по туберкулезу. Связано это с переездом сюда лиц, ведущих асоциальный образ жизни.
– Фагим Минигалеевич, Вы – представитель так называемой старой гвардии врачей, получивших фундаментальное советское образование, на глазах которых произошли небывалые перемены как в обществе, так и в медицине. Что сейчас Вы видите вокруг себя?
– Для медиков моего поколения финансовый вопрос никогда не был на первом месте. Мы работали не считаясь со временем. Сейчас же специалисты более требовательны к этим факторам. Среди молодых коллег много талантливых, перспективных ребят, но им нужны условия, нужно расширяться. Есть потребность в кабинетах, в конце концов, району нужна новая поликлиника. А доктора и оснащение в Иглино на том же уровне, что и в Уфе. Длительного простоя оборудования не бывает – рядом столица, если что сломалось, чинят быстро.
А вот менталитет жителей района оставляет желать лучшего. Даже запись к врачу, введенная, чтобы воспитать уважение посетителей друг к другу, не помогает. Все хотят быстрее, без очереди, а врач для большинства пациентов занимает совсем не то же самое место, что и в девяностые-нулевые. Было бы лучше, если бы иглинцы научились понимать и уважать друг друга и медперсонал.
– Что бы Вы сказали жителям Иглинского района сейчас?
– Любой врач несет ответственность за свои решения, от которых зависит состояние и даже жизнь пациента. Доброжелательное отношение к больному важно для врача ничуть не меньше, чем знание инновационных способов лечения и эффективных препаратов. Мне сложно оставаться равнодушным, не переживать за каждого пациента, стараться не зацикливаться на одном человеке, а просто выполнять свою работу, пытаться как можно быстрее и эффективнее помочь больному.
Я хочу от населения в первую очередь понимания. Все-таки врач один, а поток больных очень большой. Я пришел в медицину, чтобы помочь людям. Большую часть жизни я провожу на работе. Под моим руководством работает около 30 человек, и мы обслуживаем население круглосуточно. С приходом нового главного врача Радмира Амировича Саубанова было организовано дежурство рентген-лаборанта. Это хорошо для экстренных пациентов и хирургов, которые оперируют в любое время. Поэтому и от жителей района мы ждем доброго отношения, да даже просто вежливости, улыбки. Это греет нам душу и делает нашу работу намного приятнее.