Заслуженный артист России, народный артист РБ Мидхат Султангареев рассказал «Республике Башкортостан», что постарается подготовить классические цирковые элементы джигитовки, хотя времени в обрез. 71-летний мастер уповает на неуемное желание и энтузиазм будущих джигитов.
— Мало просто быть хорошим наездником, тут же в джигитовке надо и артистом хоть немного быть. Но выступать мои ребята будут на башкирских лошадях. Помню с момента образования нашей башкирской цирковой группы, у нас половина лошадей в манеже были именно башкирской породы, — вспоминает Мидхат Сайфуллович историю полувековой давности. Впрочем, именно этой осенью мы будем праздновать 55-ю годовщину уфимского цирка и 50 лет с момента дебюта на арене профессиональной труппы «Башкирский национальный цирковой коллектив», в котором наездник Султангареев исполнил номер «Охотники на аргамаках».
В период расцвета республиканская труппа много гастролировала по СССР и зарубежью с национальными программами «От сердца к сердцу», «Сабантуй на манеже», «Арена дружбы». Помимо этого Султангареевы объехали полмира с программой «Джигиты Башкортостана».
— Вообще лошади башкирской породы требуют особого подхода, а для джигитовки не всякому наезднику подойдут. Что касается именно цирка, то у нее мелкий галоп, упрямый характер, но трюки получаются увлекательные. На гастролях у меня часто спрашивали про нашу башкирскую лошадь, и не только зрители, но и цирковые коллеги. Дескать, некрупная, но какая-то уверенная, лукавая. А я им рассказывал про ее неприхотливость, выносливость и жизнелюбивость. У меня и сын партнера и мой сын на ней буквально выросли (Ильдар Султангареев, заслуженный артист РБ — прим ред.), — объясняет Мидхат Сайфуллович.
Когда годы после тридцатилетнего пребывания в манеже взяли свое, Султангареев не перестал учить джигитовке молодых наездников. Он по сию пору надеется, что в республике появится постоянная школа джигитов, хотя бы на двадцать человек. Тут он мог бы развернуться вширь — и базу цирковую во всадников заложить, и специальные трюки поставить, и с костюмами посоветовать.
— Некогда мы были пионерами башкирского цирка. И джигитовка была самым колоритным номером в программе. Между прочим, готовил нас постановщик трюков, ученик легендарного наездника Михаила Туганова. Ну и мы дальше в жизни передавали этот бесценный опыт своим ученикам. Я тут параллельно обучал ребят спортивной игре — в козлодрание (кстати, после его тренировок команда наездников Баймакского района стала третьей на Играх народов Азии в Киргизии — прим. ред). Но это командная игра, а в джигитовке все индивидуально: ею надо заниматься постоянно, круглый год. Хочу надеяться, что те, кто когда-то брал у меня уроки, будут периодически заниматься и не растеряют эти навыки, — благожелательно улыбается Мидхат Сайфуллович.
О башкирском цирковом джигите сегодня вспоминают все чаще. Он, например, по приглашению балетмейстера, режиссера-постановщика Раиса Низаметдинова готовил номера джигитовки для театрализованных представлений в рамках Республиканского фольклорного праздника «Салауат йыйыны», этнофестиваля башкирских лошадей, сабантуев.
— Султангареев — уникальный, таких я не встречал нигде. Всего за пару недель мог обучить джигитовке деревенских мальчишек на лошадях башкирской породы. Такое мастерство — поразительная редкость, мы вместе поставили театрализованные представления на многих фестивалях, — признается Раис Низаметдинов.
К слову, до закрытия в 2017 году уфимский цирк входил в первую пятерку лучших цирков России. С тех пор пребывает в ожидании реконструкции, пропуская все новые и новые поколения ребятишек, вырастающие без возможности прикоснуться к этому всемирному древнему зрелищному искусству.
Фото Александр ДАНИЛОВ и из личного архива Султангареевых.