Все новости
Общество
21 Июня 2020, 19:04

Герой живёт в легендах

Во дворе школы с. Тикеево стоит памятник национальному герою Башкортостана Салавату Юлаеву. Установлен он не случайно: не один век из уст в уста передается здесь легенда о том, что батыр родился в этих местах летом, во время кочевки, на поляне Ак-кыш (Лебяжья поляна).

Во дворе школы с. Тикеево стоит памятник национальному герою Башкортостана Салавату Юлаеву. Установлен он не случайно: не один век из уст в уста передается здесь легенда о том, что батыр родился в этих местах летом, во время кочевки, на поляне Ак-кыш (Лебяжья поляна).


В 2005 году я впервые услышала об этой версии рождения Салавата. Вернее, прочитала из письма в редакцию Назифы Фархутдиновой. Естественно, поспешила в Тикеево. Надо заметить, что деревня – одно из самых старинных башкирских селений Иглинского района. Сегодня она оказалась рядом с трассой М-5, а в старину вдоль села проходил Сибирский тракт.


Назифе Самигулловне был в то время 71 год. Сказку о герое башкирского народа она не один раз слышала в детстве от своей бабушки Фархиназ Салиховой 1886 года рождения. А она, в свою очередь, узнала эти истории от своей бабушки. Только старая Фархиназ утверждала, что это вовсе не сказка, а быль. Она так и говорила: «А сегодня я расскажу тебе не сказку, а о том, что было на самом деле». И начинала рассказ о Салавате: как он родился во время кочевки, что батыр всегда отличался силой, каким был замечательным охотником, как переживал за родные места и упрекал аксакалов за то, что продают лес и земли, а пришельцы уничтожают природу, дичь в лесу, обжигая деревья и заготавливая уголь.


Рассказ Назифы апа дополнил ее сосед пчеловод Амир Сафиевич Фархутдинов. Он рассказал об участии Салавата Юлаева в пугачевском восстании. Жители Тикеева утверждали, что свое войско джигит собирал недалеко от нынешней деревни Богдановка Ауструмского сельсовета. Здесь же Салават Юлаев впервые встретился с Пугачевым.
Оказалось, что предания о национальном герое помнят и другие жители деревни, например, Хана Сафиевна Набиуллина.
Слышали о Салавате и люди, относящиеся к нынешним поколениям, один из них – Рафаэль Калкаманов, ныне глава Урманского сельского поселения.
Легенды о славном сыне башкирского народа я услышала и в других башкирских селениях района - в Старо-Кубово и появившемся позднее после пожара в этой деревне Ново-Кубово.
Старо-Кубово старинное село, однако сохранившиеся шежерэ говорят, что его жители - переселенцы из Тикеево. «Наши деды идут от Тикея», - говорили старики. Село было в свое время большим культурным центром. Здесь имелась мечеть, в которой, гласят предания, бывал и Юлай Азналин, отец Салавата, а также медресе, куда, якобы, Юлай собирался отдать на учебу своего сына.
Достопримечательностью Ново-Кубово является Яма Салавата, глубокая ложбина, своеобразный провал на ровной земле. Вот об этой Яме мне и поведал Курбангалей Камалетдинович Гареев, 1922 года рождения, участник Великой Отечественной войны. Он привел меня в поле, показал редкие деревья, за которыми и оказалась ложбина. Вся местность хорошо просматривалась, но наличие провала ничего не выдавало. Казалось, кругом ровное поле. По словам Курбангалея Камалетдиновича, этой особенностью и воспользовался бунтовщик Салават Юлаев, который под носом у царского войска расположил здесь свой штаб и наращивал силы, готовясь к походу на Уфу.


И все, кого я встречала, рассказывали, какие преследования испытали башкиры после подавления Пугачевского восстания. Было запрещено говорить о Салавате, называть его именем детей. Но, несмотря на это, легенды о башкирском национальном герое сохранились и сегодня, они стали частью истории Иглинского района.

Вера СТАРУХИНА.

Фото А. Валиуллина.

Читайте нас: