Первая школа для ребят из Алаторки и других близлежащих деревень была церковно-приходская. Она появилась после строительства в Алаторке Богородицкой церкви. Напомним, по свидетельствам старожилов (Зоя Андреевна Самарина), церковь была построена «за три года до нового века». Краевед Александр Барановский пишет, что церковно-приходская школа была открыта в Караганке. Это было одноэтажное деревянное здание.
Церковно-приходские школы действовали в России с 1804 по 1917 год при приходах Русской православной церкви. Это были начальные школы для детей всех сословий, однако на практике здесь учились преимущественно крестьянские дети. Эти школы могли быть одноклассными с двухлетним сроком обучения и двухклассными, срок обучения в которых был сначала 4 года, а потом 5 лет. В Караганке было, скорее всего, одноклассное приходское училище. Это значит, что здесь преподавали Закон Божий, чтение, арифметику, письмо, церковное пение.
Через два года, в 1899 году, в Алаторке открыли земскую школу. Земские школы в сельской местности начали появляться после крестьянской реформы, с конца 1870-х годов. Качество образования в них считалось выше, чем в церковно-приходских школах. Учеников в Алаторке было много – в 1909 году здесь учились 77 ребят из шести деревень, а потому школа была двухкомплектная, где преподавание вели два учителя. (В однокомплектных школах с трехлетним сроком обучения было не более 50 учащихся; один учитель занимался сразу с тремя классами в одной классной комнате). В Алаторской школе был четырехлетний срок обучения - два класса, в каждом из которых по два отделения. Здесь работали два учителя. Из записей-воспоминаний уроженца Алаторки Степана Гавриловича Тужилова, 1902 года рождения, известно имя одного из учителей: у младших школьников преподавала Анастасия Павловна. Она жила в квартире при школе.
Основные предметы в земской школе были такими же, как и в церковно-приходской, но на уроках чтения ученики получали начальные знания из истории, природоведения, географии.
В 1909 году в Алаторке было построено для школы кирпичное здание. Здесь были две классные комнаты, учительская, помещения для хозяйственных нужд. Кстати, школа была благоустроенная, имелся водопровод, туалет. В старом деревянном здании жили учителя.
Во время гражданской войны Алаторка оказалась в центре боевых действий, и в школе разместились красные: здесь был штаб отряда В. К. Блюхера.
В здании земской школы алаторская ребятня училась до 1973 года. К этому времени школа обветшала, но альтернативой было только помещение бывшей церкви. Она и служила образованию советских школьников до 1980 года, когда было построено типовое здание современной школы, которое служит и по сей день. Сначала школа была восьмилетней, а с 1993 года стала средней.
Краевед Татьяна Парфенова с гордостью говорит:
- Я настоящая алаторская, коренная.
Изучение истории села она начала с собственной семьи, с линии своей матери Анны Федоровны Старухиной. Первые сведения о своих предках Татьяна Григорьевна нашла в «Ревизских сказках» 1795 года. По материалам этой переписи известно, что в Алаторке проживал Кузьма Федоров Старухин в возрасте 51 год ( 1744 года рождения) и его брат - Иван Федоров Старухин в возрасте 42-х лет (1753 года рождения). От Ивана Старухина идет род Татьяны по материнской линии.
К моменту переписи у Ивана Федорова Старухина уже был сын Семен 1782 года рождения. У Семена Иванова в 1801 году родился сын Василий. В 1822 году у Василия родился сын Леонтий. Леонтий стал отцом прадеда Татьяны Парфеновой – Прокофия, который родился в 1856 году. Последним ребенком Прокофия был дед Татьяны Григорьевны Федор. Мама Татьяны - Анна Федоровна, в девичестве Старухина, - его дочь. А дети Татьяны Тарасевич, это ее девичья фамилия, уже носили фамилию Парфеновых. У Татьяны Григорьевны есть внуки – они уже десятое поколение из известных по архивным документам предков.
Можно с уверенностью говорить, что предки Т. Г. Парфеновой были из тех стрельцов, которые и основали Алаторку, прибыв в эти места из Алатыря.
Надо отметить, что переселившиеся на новое место стрельцы, которые стали сначала дворцовыми, а потом удельными крестьянами, не порвали своей связи с родными местами. Из «Ревизской сказки» 1795 года стало известно, что женились переселенцы на девушках из алатырских мест. За невестами из Алаторки ехали в русские поселения Симбирского наместничества Ардатовской округи. В старинной переписи чаще всего встречаются крестьянские дочери из сел Горки, Сведенское, деревень Кержиманово, Майдан.
Интересно проследить судьбу и других переселенцев. Вот какая информация имеется в материалах Александра Барановского о тех, кто продолжал в Алаторке род основателей села - Прокофьевых и Рябовых. Эти две фамилии не затерялись в истории деревни.
В 1864 году старостой Алаторского сельского общества был Тихон Митрофанович Рябов. В 1868 году в этом звании ходил Кирилл Прокофьев.
По переписи 1917 года в Алаторке было в общей сложности 149 домохозяйств, из них более 70-ти носили фамилии Прокофьевых и Рябовых.
«Самым богатым в селе был 66-летний Петр Никитич Прокофьев (девять человек в семье), он имел 106,7 десятин земли, в том числе 9,64 десятин надельной, засевал 33 десятины, из скотины держал пять лошадей, восемь коров, тридцать овец и 11 свиней. Его брат-ровесник Андрей жил немного скромнее – 19,65 десятин земли, 12,2 десятин посева, три лошади, семь коров, 25 овец, 15 свиней, - пишет А. Барановский.
- Семья Андрея Прокофьева была самой большой в Алаторке – состояла из 15 человек, включая трех сыновей и шесть внуков. К крепким хозяевам относились и другие братья Прокофьевы – 46-летний Дмитрий (восемь человек в семье) и 41-летний Яков (шесть человек) Семеновичи. Дмитрий имел 36 десятин земли, в том числе 15 десятин надельной, засевал 16 десятин, держал пять лошадей, восемь коров, двадцать овец и 11 свиней. Хозяйство Якова включало 37,7 десятин земли, 11,6 десятин посева, из скотины отмечены три лошади, пять коров, 16 овец и восемь свиней. Из старообрядцев можно упомянуть 41-летнего Емельяна Егоровича Прокофьева, он имел 39,46 десятин земли, засевал 17,2 десятин, держал двух лошадей, четырех коров, 24 овцы и девять свиней. Его семья состояла из девяти человек, включая 77-летнего отца».
Своеобразной была семья 70-летнего Федота Тихоновича Рябова - она состояла из представителей четырех поколений. В доме Федота Тихоновича и его жены жили его мать-долгожительница, 35-летняя дочь, 43-летний зять и четырехлетняя внучка.
В 1920 году в Алаторке было 153 домохозяйства, здесь проживали 862 человека. В Караганке насчитывалось 67 домохозяйств и 360 жителей. К середине прошлого века Караганка вошла в состав Алаторки.
В 1939 году в Алаторке насчитывалось 832 человека, а после войны количество жителей стало сокращаться. В 1959 здесь проживало 583 человек, а еще через десять лет, к 1969 году, население сократилось до 493 человек. К счастью, Алаторка избежала участи многих исчезнувших или сократившихся до десятка жителей деревень, каких много в нашем Иглинском районе. Село постепенно растет, а главное – развивается. По переписи 1989 года здесь значится уже 611 человек. К началу нового тысячелетия (данные на 1 января 1999 года) здесь было 646 человек. Перепись 2010 года зафиксировала в Алаторке 718 человек.
По официальным данным, размещенным на сайте Калтымановского сельского поселения, в 1928 году образован Алаторский сельсовет. Однако А. Барановский указывает, что Алаторка стала административным центром одноименного сельсовета после революции 1917 года. Когда именно? А если Алаторского сельсовета до 1928 года не было, то в какой сельсовет входила Алаторка? Думаю, найти эти сведения – одна из интересных задач для местных краеведов.
В 1954 году Алаторский сельский совет вошел в состав Калтымановского сельского совета.
Коллективизация в Алаторке началась в октябре 1929 года, когда был организован колхоз «Победа». В него вошло 16 семей из бедняков. Первым председателем колхоза стал Иван Федорович Рябов.
Но вскоре крестьян стали принуждать идти в колхоз. Вот что рассказал мне в 2011 году уроженец Алаторки, а потом житель с. Иглино Василий Степанович Рябов, 1923 года рождения. Их семью можно было отнести к середнякам: была лошадь, корова, надел земли. Вместе с соседями, на три двора, купили молотилку. С началом коллективизации скот собрали на общий двор. Семье Степана Рябова тоже пришлось вступить в колхоз. В хозяйстве работали пять взрослых членов семьи. Но при этом не забросили свою землю, посеяли хлеб, овощи. Осенью семья Степана Рябова практически ничего не получила на трудодни: как вспоминал Василий Степанович, полпуда зерна только заработали. Председатель колхоза объяснил это так: « У вас свой урожай имеется. Семье прокормиться хватит и без колхозного».
Тогда Степан Рябов с семьей вышел из колхоза. Его отпустили, но ничего из того, что он внес в коллективное хозяйство – сельхозинвентарь, живность – не вернули. Несколько лет семья трудилась единоличным хозяйством, даже удалось снова купить лошадь. Но было столько препятствий, что Рябовы, отчаявшись решили уехать из села. Удивительно, но разрешение в сельсовете на переезд они получили. А могли бы и раскулачить…
В 60-70 годы Алаторка была центром колхоза имени Мичурина. В 1982 г. колхоз имени Мичурина был преобразован в совхоз «Алаторский». До 1990 года его директором был Василий Григорьевич Рябов. Хозяйство было крепким. В Алаторке, начиная с 70-х годов, много строили. Шло обновление на фермах, получали новую сельхозтехнику. Большое внимание уделялось социальным объектам. Были построены школа, административное здание колхоза, на первом этаже которого были Дом культуры, библиотека, к 1990-му году открылся детский сад на 120 мест, велось большое жилищное строительство. Все это и сегодня служит людям.
В 1990 году В. Г. Рябов был избран первым секретарем Иглинского райкома партии. Но руководил районом он только один год: после августа 1991 года КПСС в стране была ликвидирована.