Все новости
Общество
25 Декабря 2020, 16:47

«О Чечне вспоминаю с горечью…»

Есть в декабре одна памятная дата, которая для большинства из нас проходит незамеченной. Это День памяти русских солдат, погибших в Чечне. 11 декабря 1994 года началась Первая Чеченская война. Российские войска вошли на территорию республики, чтобы дать бой террористам. Житель Иглинского района Александр Владимирович Сартаков – один из участников боевых действий в Северо-Кавказском регионе. Накануне памятной даты я попросила его поделиться воспоминаниями о службе в Чечне.

Есть в декабре одна памятная дата, которая для большинства из нас проходит незамеченной. Это День памяти русских солдат, погибших в Чечне. 11 декабря 1994 года началась Первая Чеченская война. Российские войска вошли на территорию республики, чтобы дать бой террористам. Житель Иглинского района Александр Владимирович Сартаков – один из участников боевых действий в Северо-Кавказском регионе. Накануне памятной даты я попросила его поделиться воспоминаниями о службе в Чечне.


Родом Александр из Петропавловска. Когда он был еще в младенческом возрасте, его родители переехали в с. Иглино. Учился в Иглинской средней школе № 2. Окончил ПТУ № 12 по специальности «Монтажник вентиляционных систем». В мае 1994 года парня призвали в армию. Службу начал в г. Нижний Тагил Свердловской области, в 34-й бригаде оперативного назначения внутренних войск МВД РФ. В 1996 г. служба продолжилась в 12-м отряде спецназначения «Урал». После перевода в г. Уфа продолжил службу в батальоне оперативного назначения. Подписал контракт. Отучился на прапорщика. Шестнадцать лет прослужил в спецназе МВД РФ, неоднократно был награжден орденами и медалями. Имеет ранения, старший лейтенант запаса.

- Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, как Вы впервые оказались в Чечне?

- За моей спиной - шесть командировок на Северный Кавказ. Первая была в декабре 1999 года. О том, что я уезжаю, никому не сообщил. Уже на вокзале, за десять минут до отправки, позвонил маме. Ночью наш воинский состав тронулся в сторону Северного Кавказа. На какой срок, мы тогда не знали.

Пункт временной дислокации находился в г. Новогрозненский. После двух дней военного слаживания нас отправили на блокпосты. Я попал на 704-й блокпост. Исполнял обязанности командира взвода. Были ночные обстрелы, шли бои.

- Какой из эпизодов Вашей службы в Чечне запомнился Вам больше всего?

- После первой командировки я прошел курсы подготовки младших офицеров. В 2004 году в составе штурмовой группы спецназначения 29-го специального отряда «Булат» вновь отправился на Северный Кавказ, в г. Ханкала. Там я со своей штурмовой группой должен был сопроводить 33-й отряд спецназначения «Пересвет». Мы должны были идти отдельной колонной «призрак». В ту ночь, перед боевой задачей, никто из ребят не спал. Эта ночь была длиною в жизнь. Кто-то делал заметки в своих блокнотах, кто-то пересматривал фотографии.

В четыре утра, получив приказ, выдвинулись боевым расчетом по маршруту Аргун – Итумкала. Радиосвязь была до Аргуна, далее включалась «пелена» (режим радиопомех). Все разговоры - только жестами, сигнал ракеты - только в крайнем случае. «Пелена» включалась, чтобы боевики не могли нас подорвать радиоуправляемыми фугасами. А их на дорогах хватало. Наша колонна состояла из двух БТР - головного и замыкающего. Между ними пять «Уралов». Маршрут был опасен, на нашем пути могла быть банда Шамиля Басаева.

Доехав до ущелья Аргун, наши колонны разделились. Настоящая колонна пошла через Веденский район, наша колонна «призрак» направилась вдоль реки Аргун – в Итум-Калинский район. Кто был в Итумкале, тот знает - это гиблое место, «Город Мертвых». Наша задача была - тянуть время и привлечь к себе внимание боевиков. Между селами Шатой и Борзой мы попали под первый перекрестный огонь. Из заброшенного аула нас начали потихоньку обстреливать. В бой нам следовало не вступать, а стараться быстрее пройти. Мы двинулись дальше через ущелье Аргун. Возле «Сторожевых башен» нас встретили настоящим плотным огнем. Боевики расстреливали колонну почти вплотную. Бой длился сорок минут. Горящие машины нам пришлось скинуть вниз. Мы прорвались. Наш план сработал, силы боевиков были направлены на нас. Основная колонна дошла до пункта назначения.

Добрались до «Города Мертвых» - Цой-Педе. Ребята из 33-го отряда спецназначения «Пересвет» были на месте. Немного отдохнув, отправив раненых на «вертушках» до Моздока, ночью мы двинулись обратно. Боевики не могли предположить, что назад моя колонна пойдет тем же путем. Мы, абсолютно уставшие, вымотанные, грязные, добрались до г. Ханкала, своего пункта временной дислокации. В том бою я потерял двух ребят. Об этом я узнал позже от командира, полковника Андрея Михайловича Ведерникова. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального задания, меня после войны наградили медалью «За воинскую доблесть».

- Александр, кроме Вас, в Вашей семье есть военнослужащие?

- Да, конечно. Мой сын служил в Нижнем Новгороде, тоже офицер. А лично для меня примером был мой дед, Хуснуллин Зайнулла Шагидулович. Он прошел Великую Отечественную войну от начала до конца. Был награжден многочисленными медалями и орденами. Я горжусь, что я состоялся как военный. Но при этом чувствую горечь, вспоминая события, свидетелем которых я стал.

Беседовала

Лариса Ишчанова.

Фото из архива А. Сартакова.

Читайте нас: