Все новости
Праздники
31 Июля 2022, 08:38

От матроса до капитана

Пример тихого героизма явил своей службой на Северном флоте житель села Иглино Михаил Глазатов

От матроса до капитана
От матроса до капитана

«Мне понравилось служить на Северном флоте, он самый современный, хоть и служба на нем полна трудностей», – говорит житель села Иглино, капитан третьего ранга в отставке Михаил Александрович Глазатов.

Мужчина разменял восьмой десяток, но на свой возраст не выглядит. Крепкая, стройная фигура, ясные глаза и военная выправка – сказываются 28 лет службы в северных широтах.

Михаил Александрович родился и вырос в Иглино, учился в первой школе райцентра. Окончив 10 классов, поступил в высшее военно-морское училище в г. Баку. Сподвиг его на это сосед, который был на 2 года старше.

– Я даже не успел на выпускном вечере побывать, – рассказывает капитан. – Пришел вызов из училища, надо ехать. Мать потом получала вместо меня грамоты, аттестат.

Михаил Глазатов осваивал профессию штурмана в училище пять лет. У курсантов было казарменное положение, отпуск два раза в год – 10 дней зимой и месяц летом.

– Первые два года – общая подготовка, – вспоминает Михаил Александрович. – Начиная с третьего курса пошла специализация: навигация, мореходная астрономия, практика. Курсантом я побывал практически на всех морях и океанах. Например, мы вышли на Севастополь, обогнули Африку, были в Индийском океане и пришли во Владивосток – вот такая практика занимала порядка трех месяцев. Первое пересечение экватора сопровождалось особым морским ритуалом с «Нептуном», «чертями» и «русалками». У меня даже грамота от того самого «Нептуна» где-то есть.

Первая практика у Глазатова была на Балтийском флоте, на крейсере довоенной постройки.

– 2000 членов экипажа, и никто друг с другом не знаком. Это, видимо, для того, чтобы мы поняли, что служба будет трудная.

Как ни странно, Михаилу Александровичу понравилось служить на Северном флоте.

– Почему-то считалось, что Черноморский флот – королевский, парадный, а северяне – работяги, – добавляет он.

После училища Глазатов попал на дизельную подводную лодку в поселок Гремиху («на эту базу только по воде можно добраться»). Сначала был командиром рулевой группы, через год стал младшим штурманом, еще через год – штурманом, в следующем году был уже помощником командира. В это время советский атомный подводный флот стал активно строиться, расти, понадобились кадры. Михаила отправили учиться на курсы, чтобы освоить новую технику. Учеба проходила в городе Палдиски в Эстонии, в том самом, где свои последние дни провел Салават Юлаев.

– После курсов поехал сразу со всем экипажем в 40 офицеров принимать новую подводную лодку в г. Северодвинск, – рассказывает Михаил Александрович. – В 70-е годы строилось по четыре атомных ракетных подлодки в год – небывалые темпы! Тогда на Северном флоте было три флотилии атомных ракетных подводных лодок. Людей не хватало. Потом стали все резать, сокращать, – с горечью добавляет он.

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения, на котором служил наш герой, имел 16 баллистических ракет. Огромная мощь, которая должна быть настолько «тихой», насколько это возможно.

– Мы ходили под лед на три месяца, несли боевое дежурство, – вспоминает капитан. – Вот вышли из Кольского залива, погрузились и через три месяца всплыли там же. Все это время в подлодке должна быть тишина, чтобы нас не обнаружили. Мы ходили в тапочках на резиновой подошве, старались не производить ни единого звука даже случайно. Ничего героического в этом нет… в атаку мы не ходили. Поступил бы сигнал – нажали бы кнопку.

Ничего героического? Да это и есть тихий во всех смыслах подвиг во имя Родины!

– Родину надо защищать – это естественно, – говорит наш герой, – а на подводной лодке надо служить молодым.

После 30 лет среди моряков происходит ротация кадров. Михаилу Александровичу предложили работу ближе к большой земле – командиром военного надводного корабля, дали квартиру в Мурманске, куда он переехал с семьей. В 45 лет Глазатов был уволен в запас по достижению предельного возраста. После выхода на пенсию служил еще капитаном в Мурманском гражданском пароходстве.

– Потом флот стал закрываться, суда распродавали, сдавали в металлолом, а рыбу стали закупать в Норвегии, – не без грусти рассказывает он.

Михаил Александрович вернулся на малую родину – в Иглино. Позже переехала жена, затем сын. Три года назад капитан похоронил супругу, и с тех пор живет один. Но не скучает: в своем хозяйстве всегда полно работы. Капитан рассказывает, что очень любит животных, ему даже стали подбрасывать кошек, для которых он «не успевает покупать корм». Приходят соседи, друзья. А свой профессиональный праздник – День Военно-морского флота – Михаил Глазатов отмечает, поднимая у себя во дворе флаг ВМФ Советского Союза, Андреевский флаг, флаги расцвечивания.

– Никогда не жалел, что выбрал такую профессию, – заключает Михаил Александрович. – Во время учебы в училище ненавязчиво прививается любовь к Родине, а за время службы она укрепляется. Не бойтесь служить, ребята! – напутствует он молодое поколение.

От лица редакции мы поздравляем Михаила Александровича и всех защитников морских границ с Днем ВМФ! Желаем вам здоровья, уверенности в завтрашнем дне и спокойных будней. Гордимся вами!

От матроса до капитана
От матроса до капитана
От матроса до капитана
Автор:Анна Фролова
Читайте нас: