Все новости
Сельское хозяйство
20 Ноября 2020, 13:03

На земле, которую выбрал Хасан, действуют законы природы

Незадолго до профессионального праздника, Дня работника сельского хозяйства, Хасан Идиятуллин получил подарок – красочную книгу «Агропромышленный комплекс в лицах» и Диплом «за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и вклад в развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации». Альманах посвящен лучшим хозяйствам российских регионов, рассказывает о тружениках села, руководителях предприятий, о передовом опыте хозяйств. Представлено в нем и крестьянско-фермерское хозяйство Хасана Сагитзяновича Идиятуллина, которое названо одним из лидеров Башкортостана, специализирующихся на разведении чистопородной башкирской лошади, а также верховой английской породы лошадей.

Незадолго до профессионального праздника, Дня работника сельского хозяйства, Хасан Идиятуллин получил подарок – красочную книгу «Агропромышленный комплекс в лицах» и Диплом «за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и вклад в развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации». Альманах посвящен лучшим хозяйствам российских регионов, рассказывает о тружениках села, руководителях предприятий, о передовом опыте хозяйств. Представлено в нем и крестьянско-фермерское хозяйство Хасана Сагитзяновича Идиятуллина, которое названо одним из лидеров Башкортостана, специализирующихся на разведении чистопородной башкирской лошади, а также верховой английской породы лошадей.


В юности Хасану пришлось выбирать между небом и землей. Мечтал стать летчиком, даже поступил в летное училище. Но вмешались обстоятельства, и ему пришлось снова задуматься о профессии. И тогда Идиятуллин выбрал землю, стал агрономом.

В Иглинском районе Хасана Сагитзяновича знают хорошо. Обогатившись после окончания сельхозинститута опытом в родном Чишминском районе, в 1987 году он стал директором большого, но проблемного Улу-Телякского совхоза. Причем его на эту должность не назначали: он стал одним из участников конкурса, который проходил в острой конкурентной борьбе, и рабочие совхоза проголосовали за Идиятуллина. Но в 1991 году совхоз развалился. Считают, что этому способствовал и директор, который ратовал за новые способы ведения хозяйства, предложенные перестройкой. Улу-Теляк стал первым не только в Башкирии, но и в России местом, где образовались крестьянско-фермерские хозяйства. Одним из них и стало КФХ Идиятуллина.

Уже без указки сверху Хасан Сагитзянович выбрал ту специализацию для своего хозяйства, к которой лежала его душа, – разведение лошадей башкирской породы. И не просто разведение – началась углубленная селекционная работа, чтобы возродить и закрепить все лучшие качества башкирских лошадей, для которых были характерны выносливость, неприхотливость, сила.

Башкирская лошадка не относится к крупным, но обладает плотной и мощной конституцией. Много тысяч лет назад эта порода формировалась без участия человека, а потому она в состоянии выживать в любую погоду, в самых трудных условиях. Когда животные были одомашнены, они в основном сохранили свои природные качества и стали незаменимыми помощниками в сельском хозяйстве.

Чуть позднее в КФХ Идиятуллина занялись также разведением лошадей английской породы, правда, в меньших масштабах.

В настоящее время табун башкирских лошадок в хозяйстве фермера достиг полутора тысяч голов. Ученые университетов Бонна и Кембриджа, российских научно-исследовательских институтов пришли к выводу, что целенаправленная селекция дала свои результаты: лошади в хозяйстве Идиятуллина имеют генетические свойства тех животных, которые проживали в этих краях более 4000 лет назад. Породные качества лошадей из КФХ улу-телякского фермера отмечены медалями всероссийских и международных выставок «Эквирос» (Москва), «Ленэкспо» (Санкт-Петербург), в городах Казань, Берн (Швейцария). На IV республиканской выставке-аукционе «Племенное животноводство – 2017» КФХ Идиятуллина было отмечено дипломом первой степени в номинации «Лучшая работа по разведению племенных породистых сельскохозяйственных животных».

Иглинцам хорошо известны и спортивные успехи лошадей из хозяйства Хасана Сагитзяновича, которые регулярно участвуют в различных состязаниях на сабантуях, ипподромах. Кстати, особенно много наград в семейную копилку принесла младшая дочь Хасана Сагитзяновича - Айгуль, которая уже в 12 лет стала замечательным жокеем.

На мой взгляд, главной особенностью ведения хозяйства Хасаном Идиятуллиным является его стремление идти не вопреки законам природы, что с завидным упорством делает современный человек, а в соответствии с этими законами, выработанными тысячелетиями.

Именно поэтому та продукция, которую КФХ предлагает на рынке, является не только экологически чистой, но и содержит максимальное количество полезных веществ. Основная часть животных из табуна лошадей продается на племя, причем закупают башкирцев во многих регионах страны - даже на Крайнем Севере прижилась и дала потомство башкирская лошадь. Но на рынок попадает и другая продукция: мясо, молоко, кумыс. А теперь вспомним, что свой табун Хасан Сагитзянович содержит в природных условиях летом и зимой. Летом лошади на пастбищах, зимой на тебеневке, это означает, что они добывают подножный корм из-под снега. Конечно, во время сильных снегопадов коняшкам и сено достается. А оно тоже самого высокого качества. Например, нынче этого корма заготовлено около 2-х тысяч тонн, и весь он под крышей.

В хозяйстве Идиятуллина в принципе не используют для животных никакие биологически активные добавки, хотя за рационом и качеством кормов здесь самый пристальный контроль.

А животных на подворье семьи Идиятуллиных множество. Начнем с крупных. Кроме лошадей, здесь содержат коров. Порода выбрана в соответствии с принципами ведения хозяйства главой КФХ - абердин-ангусская. Родина ангусов – Шотландия. Одна из особенностей породы в том, что коровы приспособлены к любой погоде, в том числе хорошо переносят морозы. А как известно, в Улу-Телякской зоне резкие колебания температур не редкость: летом здесь и жарко бывает, а зимой морозы крепче, чем в других местах нашего района.

Примечательно и то, что все для себя необходимое ангусы могут получать из подножного корма, а потому они обходятся без модных сейчас различных добавок. Кстати, этот скот также может добывать корм на тебеневках, коровы более самостоятельны, чем другие породы.

По территории КФХ гуляют овцы, козы. Кстати, из бесед со старожилами приходилось не один раз слышать, что вплоть до 70-х годов прошлого уже века большинство колхозов были многопрофильными: на фермах содержали КРС, были конюшни, свинарники, овчарни, птичники, возделывали не только поля, но и сады. Узкая специализация началась позднее. С одной стороны, это выгоднее, но с другой – подушка безопасности (экономической, финансовой) – тоньше.

Как стало понятно из разговоров с Хасаном Сагитзяновичем, из его видеороликов, выложенных в сетях, для него важно не просто вести хозяйство, но делать это с удовольствием, в соответствии с потребностями души. С какими эмоциями рассказывает он о своем птичнике! А здесь есть на кого посмотреть.

Ну, курами, гусями наших сельчан не удивить. А у кого, кроме Идиятуллина, имеются павлины? Здесь же их за сотню. Как вспоминает Хасан Сагитзянович, увидели они с женой этих красавцев в одном из хозяйств в Казахстане и просто не смогли вернуться домой без них. А сейчас за этими павлинами к ним приезжают из того же Казахстана, с Кавказа, из Татарстана, Удмуртии, Омской, Курганской и многих других областей и республик. Берут и для зоопарков, и для украшения усадеб, и даже в монастыри. Райская птица прекрасно переносит наши холода, высиживает потомство.

Еще экзотика – утки-кряквы. Они стали настоящим украшением водоема на территории хозяйства. Полюбоваться есть чем. Идиятуллин занялся селекцией этой дикой утки. И теперь его кряквы имеют свои особенности. Во-первых, на потомство отбирают наиболее крупных особей. Во-вторых, утка должна соответствовать своему названию – громко крякать, ведь ее часто используют как подсадную во время охоты. А еще фермер увлекся получением птицы с особым окрасом. «Теперь наших уток видно, когда они летят или плавают в озерах», - с гордостью говорит он. И летают фермерские кряквы немного не так, как сородичи. Как у каждого человека своя походка, так и здесь – свой полет. К тому же, как утверждает Хасан Сагитзянович, его кряквы намного вкуснее и диких, и домашних уток.

Бережно относятся в хозяйстве к индейкам, которые берут начало от птицы, которую разводили еще бабушки, дедушки главы КФХ и его односельчан. Чем же примечательны эти индюки? В отличие от современных, они более приспособлены к жизни, экономичны – их главный корм – зеленая трава на лужайках да жучки-червячки. А значит мясо чистое, с витаминами, минералами и т. д.

Но и это еще не все. В хозяйстве Идиятуллина живут олени, медведи. Если оленей хозяин целенаправленно разводит, то мишки достались ему по воле случая. Двух малышей нашли в лесу и спасли от неминуемой гибели, выкормили, вырастили. А про медведя Тишку, что нашел дом в Улу-Теляке нынешней осенью, весь Башкортостан знает. Хасан Сагитзянович приютил циркача-пенсионера, который погибал от голода и тесноты в клетке в лесу, оставшись без хозяина. Сейчас медведи готовятся к зимней спячке.

Всю эту ораву требуется прокормить, ведь справедливости ради надо сказать, что одним подножным кормом все же не обойтись. А чтобы сохранить породные качества животных, к рациону в хозяйстве относятся серьезно. Часть зерновых выращивают на своих полях, что-то приходится закупать. Кормовые – однолетки, многолетки разных видов - выращивают у себя, поэтому и в зеленой подкормке, и в сене не нуждаются. Но работа для этого требуется большая. До самых морозов продолжалась в КФХ вспашка зяби. «Самая поздняя зябь лучше даже самой ранней весновспашки», - считает Идиятуллин.

Надо сказать, что Хасан Сагитзянович всю жизнь придерживается почвосберегающих технологий обработки земли. Считает, что глубокая пахота противопоказана для улу-телякских земель, и практикует поверхностную обработку почвы. Вот и нынешней осенью вспашка велась дисковыми плугами.

По этой же причине Хасан Сагитзянович придерживается активной гражданской позиции. Он уверен, что каждый из нас ответственен за жизнь общества. И особенно это относится к предпринимателям. Вот как рассуждает Идиятуллин:

- Каждый предприниматель имеет какие-то возможности. И в связи с этими возможностями, полномочиями каждый в состоянии что-то сделать для своего села, деревни, где он ведет свой бизнес. Но у нас чаще всего о людях, обычно ветеранах, вспоминают в День пожилых людей. И то отделываются красивыми словами. А самое большое уважение для человека – это вода, газ, тепло, коммуникации в доме и, конечно, дорога. Почти каждый предприниматель может в чем-то помочь. Надо что-то делать, стараться для своих односельчан.

Сам Хасан Сагитзянович стремится следовать этим правилам. Особенно активно он помогает приводить в порядок дороги. Ежегодно на эти цели хозяйство выделяет от одного до трех миллионов рублей. Здесь и новое строительство, и ремонт отдельных участков дорог. Например, в этом году с Казаякского карьера для этих целей вывезли около 6 тысяч тонн щебня. Необходимая техника для ремонта дорог – самосвалы, погрузчик, грейдер и др. - в КФХ имеется. Как раз накануне праздника ветеранов на одной из улиц было отсыпано 300 м дороги.

Всем известны улу-телякские сабантуи, организатором которых выступает семья Идиятуллиных. Они же обеспечивают призовой фонд праздника, угощение гостей. А главные призы – не шуточные: это может быть лошадь, баран и т. д.

«Я надеюсь, что и мои внуки будут здесь жить, работать на этих лугах и полях, - говорит Хасан Сагитзянович. – А потому землю надо беречь, сохранять, заботится о своем селе. И не только брать надо от земли, но и вкладывать в нее».

Вера Старухина.

Фото из архива Х. Идиятуллина.

Читайте нас: