Все новости

Иглинский лук – перезагрузка

Возрождением легендарного сорта занимается команда ученых БГАУ

О том, как идет эта работа, в интервью нашей газете рассказали заведующий кафедрой растениеводства, селекции растений и биотехнологии, кандидат сельскохозяйственных наук Раиль Рафикович Алимгафаров и академик МААО, доктор сельскохозяйственных наук Игорь Юрьевич Кузнецов.

– Позвольте начать с предыстории. Что это за сорт лука такой – Иглинский? Когда и где он появился и почему так называется?

И.К.: Наш Башкирский репчатый лук широко известен и имеет большую славную историю. За свои выдающиеся качества он пользовался большой популярностью не только по всей нашей стране, но и поставлялся за рубеж – за него платили золотом.

Р.А.: Лук репчатый выращивался во многих районах Башкирии. Очень серьезно и массово им занимались в Иглинском районе, поэтому лук репчатый Башкирского сорта разделился со временем на три основные линии – башкирский местный, уфимский местный и иглинский. Лук славился своими вкусовыми качествами, высокой лежкостью – от 87% и выше, высокой урожайностью, устойчивостью к болезням и вредителям.

– У него какой-то особенный вкус?

И.К.: По вкусу лук репчатый нашего нового сорта «Иглинский 2» такой, каким на наш взгляд должен быть стандартный классический лук. Полуострый, сахаров от 9,11 до 9,65%. В то же время в республике в настоящее время выращиваются в частном секторе и другие сорта – полусладкие, сладкие и др. Выбор сорта всегда остается за потребителем. По нашему региону (Уральский) в реестре сортов РФ насчитывается на 1 января 2022 г. 31 сорт, так что выбор большой.

– Что же произошло с этим сортом, почему возникла необходимость возрождения?

Р.А.: Любой сорт сельскохозяйственной культуры без поддержки его оригинатором и сортообновления в течении времени начинает разрушаться. Начинает изрождаться, появляются сторонние признаки, снижается качество, устойчивость к болезням и т.д. Даже уже созданными сортами нужно постоянно и серьезно заниматься. Тем более, что раньше не было столько болезней и вредителей. Фактически знаменитый башкирский лук растворился среди других сортов республики.

И.К.: Проблема в том, что на территории республики уменьшается количество исконно башкирских сортов. Мы, к примеру, занялись возрождением башкирского клевера. На это ушло очень много сил и времени – 16 лет. Наконец, в этом году получили патент на новый сорт клевера лугового Ванюша. Параллельно ставили вопрос по возрождению нашего башкирского сорта лука репчатого.

– Насколько я помню, публикации о том, что Иглинский лук будут возрождать, появились два года назад.

И.К.: На самом деле эту задачу мы поставили перед собой еще десять лет назад. Мы не распространялись об этом, пока не достигли определенных значительных результатов – приблизились к получению патента. Два года назад мы успешно прошли все испытания в Башкирии. Требования к сорту и методике сортоиспытания очень высокие. Все годы испытаний наши поля принимала экспертная группа филиала Госсорткомиссии РФ, которая предъявляет очень серьезные требования. Многие параллельные линии нашего лука были остановлены по ряду причин, но линия под названием «Иглинский 2» выстояла и успешно прошла все испытания. Так и рождается будущий сорт. Как только лук был передан на российские испытания в филиалах Госсорткомиссии РФ, мы стали передавать информацию в печать и прессу.

– Как шла эта работа?

И.К.: В первую очередь, нужно было найти образец, наиболее близкий по характеристикам знаменитого в прошлом башкирского лука. Мы искали родительские формы по всей Башкирии и за ее пределами, и именно в Иглинском районе нам удалось найти нашу «маму» сорта. Надо отметить, что во время поиска мы обнаружили целый ряд выдающихся линий именно в Иглинском районе, так что в плане селекции лука там можно еще работать и работать.

Р.А.: Необходимо отметить, что именно Иглинский район принял максимальное участие в поисках родительских форм. В этом нам оказал большую поддержку Андрей Коннов (первый замглавы администрации района по сельскому хозяйству и земельно-имущественным отношениям – прим. ред.). Он твердо пообещал нам найти искомые формы и сдержал свое слово. Андрей Юрьевич прислал нам сразу несколько интересных линий. Несколько лет мы занимались ими и другими линиями – совмещали, разделяли, пытались выделить нужные параметры и свойства, обрабатывали спецреактивами, применяли СВЧ лучи и т. д. Помещали образцы в специальную климатическую камеру – фитотрон (БГАУ), где испытывали их на устойчивость к различным болезням и вредителям. В результате кропотливой работы в итоге у нас четко выделилась иглинская линия. Именно из этой линии вышла линия нового сорта, который проходит сейчас испытания. В дань уважения к жителям и руководству Иглинского района мы и дали сорту название «Иглинский 2».

– В чем секрет – в Иглинской земле?

И.К.: Наша республика – зона земледелия, которая постоянно подвергается различным рискам, в ряде районов ощущается нехватка влаги, где-то заморозки и т. д. 6 почвенно-климатических зон с различными условиями для возделывания сельскохозяйственных культур – это делает нашу республику поистине уникальной. В Уфе, Иглино, Кармаскалах складывается наиболее мягкий и благоприятный климат, в сравнении с другими. Для сельского хозяйства здесь очень хорошие условия.

Р.А.: Любой сорт зависит от людей, которые им занимаются. Селекционная работа ведь очень непростая, очень важно соблюдать много факторов и условий. Допустим, переложили не в тот ящик, перепутали что-то, смешали, и сорт получает другие качества или просто исчезает как сорт. В Иглинском районе наиболее полно сохранили традиции возделывания лука – правильно сажали, правильно хранили. Эти люди – по праву гордость иглинской земли. И нам хочется пожелать им дальнейшей плодотворной работы.

– Говорят, что тот самый Иглинский лук до сих пор выращивают в Калтыманово.

И.К.: Вполне возможно. Пожалуй, только в Иглинском районе оригинальную иглинскую линию и можно найти. Люди выращивают в частном порядке и продают. Надо знать, у кого брать.

– Как тут не ошибиться?

И.К.: На глаз определить сорта очень сложно. Очень много сортов имеют внешнюю схожесть. «Иглинский 2» будет схож визуально и с «Башкирским местным», и с «Уфимским местным», «Иглинским» – хотя их уже давно нет в реестре сортов, только у частников, а также и с другими реестровыми сортами. Поэтому сейчас и поднимается вопрос селекционерами – генетические маркеры и другие технологии, которые позволят быстро отличать сорта и правильно их идентифицировать. Пока совет простой – покупать в тех хозяйствах, где его производят.

Р.А.: Это все равно, что покупать мед у проверенного продавца. Если он тебя обманет, ты больше к нему не обратишься. И здесь то же самое.

– Сорт уже официально называется «Иглинский 2»?

И.К.: Официально название сорт получит, когда получит патент. В январе нас включили в реестр сортов по РФ и это хорошая новость, значит, сорт признан. Хотя обычно выдача патента этому предшествует. «Иглинский 2» включили досрочно, поэтому мы ждем патент, по идее, уже пора его получить наконец-то.

– Что будет после получения патента?

Р.А.: В БГАУ мы будем расширять выращивание на производственных площадках. Начнем сеять на маленьких площадях, так как сорт молодой и количества семенного материала еще маловато для серьезного расширения, потом постепенно будем выходить на большие участки. Так же начнут расширяться участки в Иглинском районе. Мы хотим, чтобы лук репчатый сорта «Иглинский 2» стал брендом Иглинского района и помог ему выйти на международный уровень и возродить былую славу Башкирского лука. Вот тогда мы и скажем, что у нас все получилось и мы большие молодцы.

– Вы как правообладатели будете следить за тем, чтобы сорт держал марку?

Р.А.: Обязательно будем курировать этот вопрос. Фермер, пожелавший выращивать лук «Иглинский 2», будет официально нести ответственность. С ним будет заключаться договор сопровождения. Пока авторы сорта не приедут на посев и не подтвердят, чтобы это именно наш сорт (апробация посевов), фермер не сможет реализовывать продукцию под этим брендом.

И. К.: У нас в БГАУ формируется новейшая генная лаборатория, там будут применяться новые технологии, в т. ч. генные маркеры, с помощью них можно будет скоро сразу проверить наш это сорт или нет. Если кто попадется на фальсификации, будет отвечать. Напоминаю, что получая патент РФ, мы одновременно получаем государственную защиту от нарушения прав, вплоть до уголовного наказания. Так что все очень серьезно.

– А если люди будут выращивать в частном порядке и нарушат технологию?

И. К.: Как правило, частники выращивают сорт для собственных нужд. Если человек выращивает несколько сортов лука вместе, может наблюдаться разрушение сортов со временем – изменение основных характеристик и снижение урожайности. Тогда потребуется снова обращаться к оригинатору (в данном случае это мы) и заново приобрести семена чернушки, севок или товарную репку.

Фото предоставлено И. Кузнецовым.

ЗАБАВНЫЙ СЛУЧАЙ Заслуженный работник культуры РБ, писатель Леонид Соколов рассказал свою историю об иглинском луке: – В 1970-х годах один мой знакомый журналист из Москвы постоянно просил меня прислать иглинский лук. Обожал его вкус, говорил, что никакой другой лук с иглинским не сравнится. И вот в очередной раз попросил меня прислать. А я купил в магазине первый попавшийся. Подумал – какая разница? Горький и ладно. И отправил. Но мой товарищ, когда получил посылку, был очень недоволен. Заметил подмену.
Иглинский лук –  перезагрузка
Иглинский лук –  перезагрузка
Иглинский лук – перезагрузка
Автор:Евгений Соколов
Читайте нас: