Геннадий Александрович Зайцев родился 5 мая 1937 года на хуторе Макарьевка Иглинского района в крестьянской семье.
Окончил среднюю школу в Иглино, поступил на факультет русского языка и литературы Башгосуниверситета.
Почти вся трудовая деятельность Геннадия Зайцева была связана с Иглинским районом. Начинал помощником пчеловода, затем работал заведующим Охлебининским сельским Домом культуры, художественным руководителем Иглинского районного дома культуры. Первые его стихи появились в 1956 году в газете «Стальная искра» г. Аша Челябинской области. Часто публиковался в районной газете «Свет Октября». С 1967 года работал литературным сотрудником, с 1971 – заведующим отделом писем редакции газеты Иглинского района. В 1975-1980 годы возглавлял редакцию художественной и детской литературы в Башкирском книжном издательстве. Затем вернулся в Иглино, в родную редакцию. В 1983-1986 годах работал редактором газеты «Свет Октября», в последующие годы – заведующим отделом радиовещания и социально-экономическим отделом редакции газеты «Иглинские вести».
Часто публиковал свои стихи, писал о крестьянской жизни, о земле, своих земляках. Вступил в Союз писателей Российской Федерации, Союз журналистов России и Республики Башкортостан, был активным членом объединения русскоязычных писателей писательской организации республики.
В 60-е годы стихотворения Геннадия Зайцева начинают появляться на страницах республиканской печати. Первые подборки его стихотворений были напечатаны в коллективных сборниках «Костры» (1964), «Комсомол – горячая планета» (1968), «Волны» (1972 и 1974). Его поэзии была присуща крестьянская основательность, кажущаяся простота, за которой скрывалась философичность, умелое обобщение отдельных событий, острая наблюдательность. Первый поэтический сборник Геннадия Зайцева под названием «Зерна» был издан в 1977 году в Башкнигоиздате. В последующие годы вышли в свет еще ряд его книг – «Самый лучший месяц», «Светлый август», «Гнездышко в траве». Последним сборником стала книга «Верю голосу сердца», изданная в 1998 году, в год смерти поэта. В 1996 году на канале «БТВ» вышла передача «Знакомство», посвященная Геннадию Зайцеву.
В ней он рассказал о своих ярких впечатлениях детства, источниках вдохновения… Отец, как казалось самому Геннадию Александровичу, относился к мальчику по-особенному. Сердце подсказало ему заняться литературным воспитанием сына. На ашинском базаре глава семейства не моргнув глазом обменял воз сена на мешок книг, самых разных, но больше 10-летнему мальчику среди этих книг понравились стихи Лермонтова и Гейне.
– Самые яркие впечатления детства – одновременно самые простые, – говорит поэт. –Уют, домашнее тепло, доброе отношение родителей к детям. К нам на вечера приходили фронтовики, сотрудники станции, рассказывали свои истории. Если этого не было, сестры читали вслух хрестоматии, книги.
На вопрос об изменениях в своем видении мира, творчестве Геннадий Александрович ответил так:
– Все течет, все меняется. Но я остался тем же, кем и был. Что любил, то и люблю. В этом смысле меня вполне можно назвать консерватором. Я думаю, что такой консерватизм ничуть не обедняет человека. У человека должна быть привязанность и к местности, и к своей малой родине. Я каждый год бываю на роднике, на кладбище в Макарьевке у родителей – это здоровый консерватизм.
Своим источником вдохновения Геннадий Зайцев назвал «все что любишь и не любишь»:
– А люблю я красоту. Не люблю – пошлость, вульгарность и жестокость. До некоторого времени мы думали, что очень гуманны. Пока не начались все эти малые войны. А наша литература всегда учила гуманности…Но я все равно думаю, что не может такого быть, чтобы безумие одолело светлое начало в человеке. Но его надо будить всеми силами.
Поэт очень любил свой родной край, иглинскую землю. Его стихотворные произведения пронизаны мягким лиризмом, созерцательностью, добротой и глубокой образностью. Лирический герой Геннадия Зайцева – спокойный, зрелый и рассудительный, умудренный жизненным опытом человек. Описания природы в его произведениях неразрывно связаны с жизнью и бытом крестьян. Поэт очень откровенно выказывает свое уважительное отношение к людям труда, землякам-сельчанам, которые делают свое нелегкое дело – выращивают хлеб.
Геннадий Зайцев скончался в 1998 году и похоронен на родине. Его именем названа улица в Иглино.
И сейчас многие из его стихотворений «бьют не в бровь, а в глаз». Например, «Верить» из последнего сборника «Верю голосу сердца».
В Россию можно только верить?
Неверящих сегодня тьма.
Бегут толпой, ломая двери,
Как будто бы сошли с ума.
Коловорот, неразбериха
И громкой брани общий зуд.
Спешат, стригут купоны лихо,
Набив багажники, бегут.
– Куда бежите? – вопрошает
Мужик, вонзив в бревно топор.
– Нас отпускают, выпускают...
– Бегите, хоть нам и позор.
– Бегите, может, лучше будет, –
Им говорит вослед мужик, –
Россия, может, вас забудет,
А я вот к Родине привык.
И некуда, и время нету
Искать, хоть не в раю живем,
Гуляйте вы по белу свету,
А мне достроить надо дом.
Вот косяки поставлю, двери,
Столбы покрепче у ворот.
В Россию можно, нужно верить,
Кто верит, тот в ней и живёт.
В Россию можно, нужно верить,
Я повторю за мужиком.
Он срубит дом, поставит двери,
А вы приедете потом.
Да, вы вернетесь, без сомненья,
Быть может, в свой не лучший час.
И будут, нет ли угрызения,
Но как же нам-то встретить вас?!