Все новости
Вопрос-Ответ
18 Августа 2025, 12:16

НА КРЫЛЬЯХ МОРЯ: 45 ЛЕТ В НЕБЕ С ПОДПОЛКОВНИКОМ АЛЕКСЕЕМ МАКАРОВЫМ

Ко Дню Воздушного Флота России «Иглинские вести» встретились с удивительным человеком – летчиком морской авиации, подполковником в запасе Алексеем Владимировичем Макаровым. В августе исполнилось 45 лет с момента, когда он, юноша из обычной школы, шагнул в небо, связав свою жизнь с авиацией навсегда.

НА КРЫЛЬЯХ МОРЯ: 45 ЛЕТ В НЕБЕ С ПОДПОЛКОВНИКОМ АЛЕКСЕЕМ МАКАРОВЫМ
НА КРЫЛЬЯХ МОРЯ: 45 ЛЕТ В НЕБЕ С ПОДПОЛКОВНИКОМ АЛЕКСЕЕМ МАКАРОВЫМ

Путь в небо

«Как я выбрал авиацию? Все решилось в 10 классе, – начинает рассказ Алексей Владимирович. – На приписной медкомиссии врачи развели руками: «Здоровья – хоть в космос!» Ограничений не было абсолютно». Судьбу определил школьный военрук, преподаватель начальной военной подготовки. «Вызвал, поговорил. Предложил на выбор военные училища. А раз здоровье позволяет – почему бы не попробовать себя в авиационном?» Так в 1980 году Алексей Макаров стал курсантом Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков – единственного в стране, готовящего пилотов вертолетов. Окончил его в 1984 году. И тут случилось неожиданное: распределение не в армейскую, а в морскую авиацию.

«Небо одно, а задачи разные»

 Чем же отличается морской летчик от сухопутного? «По идее – ничем, кроме задач, – улыбается Алексей Владимирович. – Армейская авиация поддерживает войска на сухопутном театре. А наша основная задача – нанесение ударов по кораблям противника, поиск и уничтожение подводных лодок, поддержка морского десанта».

 Но именно эти задачи делают полеты над морем особым испытанием. «Это практически безориентирная местность! – подчеркивает ветеран. – Над сушей пилоты во многом работают визуально, видят ориентиры. Над морем – сплошная водная гладь, особенно в сложных метеоусловиях, на которые приходится до 85% нашего налета».

 Особенно сложен поиск подлодок. «Это как в компьютерной игре, только в реале и при дефиците времени, – сравнивает подполковник. – Ведем планшет, выставляем барьеры, сбрасываем буи, рассчитываем курс лодки… Как в «морской бой», но неизмеримо сложнее. Вот в чем вся разница».

Самый главный полет и «бетономешалки» в сердце

 За 45 лет летного стажа (отсчет – с 5 августа 1980 года) было множество вылетов. Но какие запомнились больше всего? «Самый запоминающийся – первый самостоятельный, – без колебаний отвечает Алексей Владимирович. – Когда инструктор по радио говорит: «Допускаю к самостоятельному вылету», выходят из вертолета… И ты взлетаешь один. Абсолютно один! Надеясь только на себя. Вот это – да!»

 А первый простой вылет? «Как в фильме «В бой идут одни старики»: «Ты летал? Летал! А что видел? Кресты, кресты, кресты!» Хвост ведущего – и все! Ничего не видел, ничего не понял!» С теплотой и волнением вспоминает он и первую посадку на корабль: «Этот пятачок 30 на 30 метров, а его еще качает! Помню это чувство: сел – и «Я это пережил!».

«Идеальная машина»: любовь длиною в службу

Сердце летчика навсегда отдано вертолету Ми-14ПЛ (противолодочный). Глаза Алексея Владимировича загораются, когда он о нем говорит: «Идеальная машина! Создан специально для моря: садился и взлетал с воды при волнении до 5 баллов, плыл как катер! Оснащен мощной РЛС – настоящий всепогодник. Хорошее вооружение: бомбы, торпеды, ракета-торпеды. Замечательный вертолет!» С горечью он отмечает, что уникальную машину сняли с вооружения, отдав предпочтение Камовским вертолетам (Ка-27, Ка-29). «Сейчас, в связи с СВО, вроде бы вспомнили о его потенциале, но жаль, что так поздно», – сожалеет ветеран.

Вертолетчики – особые люди? «Элита – это Ту-160!»

 Почему же выбор пал именно на вертолеты? «Молодой был, а Сызрань – ближайшее училище», – скромничает Алексей Владимирович. Но потом осознал: вертолет – самый сложный летательный аппарат. «Не каждый может его освоить! – уверен он. – Летчика самолета переучить на вертолет очень тяжело из-за стереотипов. А вертолетчика – на самолет проще». Он с улыбкой вспоминает разговоры с коллегами: «Самолетчики шутили: «Как вы на этих бетономешалках летаете? У нас посадочная скорость – 250-300, а увидеть на приборе меньше 100 – уже катастрофа!» А про летчиков штурмовиков Су-25 («Грачей») и ударных вертолетов Ка-52, Ми-28 и вовсе говорят: «Это самые «отмороженные»! На поле боя в тебя стреляет ВСЕ!» Но истинной элитой Алексей Владимирович считает пилотов стратегических ракетоносцев Ту-160: «Вот он взлетел с 45 тоннами ракет – и может уничтожить целую страну! Вот это мощь!»

Вышедший на пенсию, но не расставшийся с небом (иногда летает через ДОСААФ или частные компании), Алексей Макаров в канун Дня Воздушного Флота адресует свои пожелания:

Коллегам-авиаторам: «Прежде всего – здоровья. И пусть количество взлетов всегда равно количеству посадок!» (Эта крылатая фраза – главное пожелание в авиации, как «Семь футов под килем» у моряков).

Молодым, мечтающим об авиации: «Первое – отличное здоровье, без него в небе делать нечего! Второе – крепкие знания по математике, физике, химии. Они – фундамент нашей профессии. И третье – огромное стремление, желание, даже неукротимую тягу! Без настоящей любви к небу, хорошего пилота не получится».

Ребятам в зоне СВО: «Огромного боевого счастья, железной выдержки, мастерства и, конечно, удачи! Она должна сопутствовать. И пусть каждый ваш вылет завершается благополучной посадкой!»

 45 лет в небе – это целая эпоха. Эпоха верности призванию, преодоления, мастерства и безграничной любви к небу и морю. Подполковник Алексей Макаров – живая легенда иглинской земли, чья жизнь – достойный пример служения Отчизне на крыльях морской авиации. С праздником вас, Алексей Владимирович, и всех причастных ко Дню Воздушного Флота России! Чистого неба и мягких посадок!

НА КРЫЛЬЯХ МОРЯ: 45 ЛЕТ В НЕБЕ С ПОДПОЛКОВНИКОМ АЛЕКСЕЕМ МАКАРОВЫМ
НА КРЫЛЬЯХ МОРЯ: 45 ЛЕТ В НЕБЕ С ПОДПОЛКОВНИКОМ АЛЕКСЕЕМ МАКАРОВЫМ
Автор: Ксения Аноцкая
Читайте нас