– Моя биография ничем особенным не отличается, – сразу же предупредила юбилярша. – Я никаких подвигов не совершала. В трудах и повседневных заботах прошла вся жизнь, и сейчас лишь в воспоминаниях остаются те времена, когда было полно забот и хлопот.
Действительно, ей есть что вспомнить и рассказать.
К труду приучена с самого детства
Родилась Мария в семье белорусских переселенцев на хуторе Лебединка, что был в Кальтовском сельсовете. Отец работал секретарем сельсовета, а мама была простой колхозницей. Мария – вторая среди четырех сестер Зубко. В 1939 году семья переехала в Кальтовку, и в этом же году Мария пошла в школу.
Как началась война, папу мобилизовали в трудовую армию. В первое время работал в Черниковке на нефтеперерабатывающем заводе, условия были тяжелые, кормили плохо. Мама пешком шла до Шакши 30 км, потом на перекладных до города, чтобы доставить ему хоть какую-то еду. Через год отца отправили в Челябинск на тракторный завод. А первого августа 1943 года из Челябинска пришло извещение о смерти, там он и похоронен, – рассказывает ветеран. – Сами тоже жили впроголодь. Только корова нас и спасала. А еще ведь надо было налог платить: яйца, молоко, шерсть сдавать государству.
Женщине навсегда запомнились голод и холод военных лет, горе потерь и лишений, но также и доброта, забота друг о друге. Вспоминает она о матери – настоящей труженице, которая подняла четверых детей.
– Работала день и ночь в колхозе на разных работах: и пахала, и сеяла, и конюхом на конном дворе была. Мама сама детства не видела толком – пять детей остались круглыми сиротами и жили у чужих людей, работали за кусок хлеба, – вспоминает Мария Ивановна. – Сама я со старшей сестрой с 11 лет тоже работала в колхозе. Ранней весной, когда уже корм для домашней скотины заканчивался, с утра, до начала школьных занятий, с салазками ходили рубить ильмовые ветки для коровы. А солома, которой сарай крыли с осени, уже давно скормлена скоту. С уроков снимали часто, говорили, чтобы переодевались и шли перебирать на колхозный двор картошку. А перегнившую разрешали брать домой – из нее пекли лепешки. А уж весна начнется, считай, выжил. Трава разная растет. Ее мы вдоволь в детстве наелись! Время тогда было такое. Все мы тогда быстро повзрослели.
Лучшее время – золотые годы молодости
– В школе мне нравилось учиться, особенно математику любила. (Это у нас семейное: еще одна сестра математиком стала, две – бухгалтерами. Дочь тоже выбрала профессию, связанную с математикой). Поэтому после 10 класса решила поступить в Уфимский учительский институт.
После успешного окончания учебы молодая девушка вернулась учителем математики и физики в родную школу в с. Кальтовка. Это было в 1953 году.
– Не было света, жгли керосиновые лампы, топили печку дровами, которые заготавливали летом учителя и старшеклассники, – говорит Мария Ивановна. – Как бы тяжело не было в это время, в душе эти годы остались как самые лучшие! И ученики были дисциплинированные, старались учиться, получать знания.
А в 1958 году в школе появился новый учитель физкультуры – молодой, красивый Анис Гильмеевич Низаев. В русскоязычной деревне его с легкой руки директора Кальтовской школы окрестили Алексеем Григорьевичем. Так и величали его потом всю жизнь. Молодые учителя приглянулись друг другу, стали дружить. Через два года поженились и создали крепкую, дружную семью. В Кальтовке родились сын и дочь. Чтобы улучшить условия жизни для всей семьи, в 1964 году Мария с Алексеем, с матерью и сестрой переезжают в с. Иглино. Супруги преподавали в школе: Алексей Григорьевич – физическую культуру, Мария Ивановна – математику (сначала в первой школе, а когда построили вторую, там проработала до самой пенсии). Трудовой стаж ветерана – 34 года. С мужем прожили вместе 54 года. В 2014 году дорогого супруга не стало.
Жить мне нравится!
Моей собеседнице много пришлось повидать, пройти через трудности и потери, но, несмотря на все это, она на судьбу не сетует.
Об этом говорит и дочь ветерана Лилия Анисовна:
– Мама такая терпеливая – никогда не жалуется просто так. Уж если невмоготу, только тогда скажет.
Жизненное упорство и стойкий характер всегда сопровождали ее по жизни, помогали справляться с трудностями. А их было немало: проблемы со здоровьем, потеря близких. Очень бережно относятся к ней близкие, заботятся и ухаживают. С ней рядом дочь с зятем, которых она любит и уважает. Зять Рафис читает вслух Марии Ивановне любимую районную газету (в последние годы ветеран резко стала терять зрение). У учителя математики на пенсии – удивительная память и ясный ум: она помнит в мельчайших подробностях все даты, события и людей, с кем пришлось работать, встречаться, в курсе всех новостей, происходящих в районе, республике и стране. Не зря еще А. Суворов говорил, что «математика – гимнастика для ума». А для бодрости тела пожилая женщина каждое утро начинает с зарядки: разминает суставы, даже разработала для себя комплекс лечебных упражнений.
– Утренняя гимнастика занимает примерно сорок минут. А в течение дня я хожу по комнате не менее полутора часов. Отдохну – и снова шагаю. Жить мне нравится! – улыбается Мария Зубко. И лицо ее светлеет, расправляются лучики морщинок у глаз. На губах появляется ласковая улыбка.
Пожелаем юбилярше долгой и счастливой жизни в окружении близких людей!
Фото автора.