Все новости
Юбилеи
6 Декабря 2022, 11:51

Старец из пещеры Куэшта

Иглинская земля богата природными красотами. В нашем районе находятся уникальные заповедные зоны, значимые для страны. Одно из таких мест – пещера Куэшта. Это одна из самых больших карстовых пещер края. В ней, к слову, обитает редкий вид летучих мышей – прудовая ночница.

Старец из пещеры Куэшта
Старец из пещеры Куэшта

Известно, что микроклимат пещер укрепляет защитные силы организма. Пребывание в пещере замедляет старение и увеличивает время бодрствования. Природный состав горных пород насыщает воздух различными минералами, что помогает при лечении разнообразных заболеваний. В старину об этом было хорошо известно. Поэтому люди часто жили в пещерах, получая в дар не только крепкое физическое здоровье, но и духовное: смирение, прозорливость, рассудительность, любовь, утешение.

В конце 19-го и в начале 20-го века на Южном Урале было сильно развито русское старчество. Отшельники уходили жить в пещеры для получения особого Божьего дара – прозорливости. Считалось, что старец может проникать в глубины души человеческой, видеть в ней зарождение зла, его причины, установить точный диагноз болезни и указать точный способ лечения. Старец соблюдением поста и отречением от мира достигает особого просветления, позволяющего ему именем Бога видеть будущее, понимать причины болезней и непонятных простому человеку явлений.                                                                                           

Был такой старец и в пещере Куэшта. В детстве, будучи пионеркой и проводя летние каникулы в деревне у бабушки, я вполуха слушала рассказы ее рассказы о монахе, жившем в вышеупомянутой пещере. «Ну какая же моя бабушка наивная! – думала я. – Взрослая, а верит в сказки. Все ждет, когда церковь снова станет действующей. Ясно же как день, что этого никогда не будет».

В годы расцвета атеизма мечты бабули выглядели каким-то абсурдом. В то время в здании бывшей церкви располагался деревенский клуб, а людей, посещавших церковные службы в еще сохранившихся храмах, считали недалекими ретроградами. Однако в итоге бабушка оказалась права, и в настоящее время этот храм действующий. Что же касается монаха из пещеры, то в бабушкином детстве он жил у них зимой на квартире, долгими зимними вечерами беседуя с детьми. Старец рассказывал о мире, о будущих временах. Многое из пересказов бабули я не запомнила, так как в то время придавала мало значения ее «россказням». Этот монах приходился бабушке родным дядей по матери.

Вспоминать «бабушкины россказни» я стала уже взрослой, когда эти предания минувших дней начали приобретать явные очертания действительности. В первый раз это было в 1990 году, когда в Уфе произошла фенольная трагедия. Из крана полилась ароматная, как духи, но ядовитая вода. Употребление ее стало невозможным, властям пришлось обеспечить подвоз воды населению. Стоя в очереди за чистой водой, я вспоминала бабушкины слова: «Вода будет течь, а люди будут умирать от жажды!». Только теперь до меня дошел смысл этой фразы. А в детстве я думала: «Ну что за глупости! Какая околесица и ерунда!». Но если во времена моего детства мы, бегая на улице, спокойно пили воду из колонки, теперь вынуждены покупать ее в специальных автоматах. Качественной хорошей воды остается все меньше и меньше. На территории села Иглино очень много родников, но облагородили только один, который теперь хорошо известен. Остальные источники в плачевном состоянии. Надо беречь их, давайте не будем доводить до полного исчезновения!

Читая о тучных людях современных развитых стран, я снова вспоминаю бабушкины пересказы речей дяди-монаха: «Настанут времена – полки магазинов будут ломиться от продуктов, а люди – пухнуть от голода». «Как так? – думала я, – этого не может быть!». Но теперь понимаю, что оказывается, может. Продукты стали аморфными, бесполезными. Все больше и больше людей страдают от ожирения и болезней, с ним связанных.

В конце каждого своего повествования бабушка проговаривала, что живые будут завидовать мертвым. Очень надеюсь, что данное пророчество «старца из пещеры Куэшта» не исполнится.

Из рассказов жителей деревни Кузнецовка я узнала, что этот святой человек жил в одном из залов пещеры Куэшта за вторым входом у одноименного ручья. На вершине над входом он построил часовню и разбил сад. Эту часовню еще помнят наши родители. Часовню разрушили ближе к 1970 году. Монах лечил посетителей травами и ягодами, а также молитвами и водой из источника, предсказывал будущее, находил воров и пропавший скот. На пятидесятницу (50-й день после Пасхи – прим. ред.) собирался к нему народ со всех окраин. В годы гонений на церковь старец мешал коммунистам проводить антирелигиозную политику, за что его пытались несколько раз расстрелять. После одной из таких попыток одного из исполнителей расстрела парализовало, второй ослеп, а третий от страха убежал. Затем все трое участников погибли. В другой раз монах сказал расстрельной команде: «Пока вы тут пока со мной расправляетесь, у вас дом горит». И действительно – в деревне в этот момент начался пожар и борцы с «опиумом для народа», не завершив дела, были вынуждены бежать и тушить огонь.

В годы коллективизации после закрытия церкви в ближайшем селе Кальтовка в конце февраля 1933 года активисты решили выкурить монаха из хижины и разожгли в пещере большой костер. Старец покинул пещеру и пошел раздетый по морозу в еще действующий храм села Ново-Петровка. По дороге он умер от переохлаждения. Последователи и ученики старца со всей округи раз в год посещали место его проживания, вплоть до 70-х годов прошлого столетия, когда вход в пещеру взорвали. По рассказам старожилов села, было строго запрещено даже упоминать старца. За это власти грозили наказанием вплоть до тюремного заключения. Постепенно паломничество, после разрушения взрывом места, сошло на нет.

Остатки хижины в пещере сохранились до наших дней. Подробное описание этой хижины есть в «Путеводителе пещеры Куэшта» спелеолога В. Кудряшова издания 1965 года. В советское время здесь пролегал всесоюзный туристический маршрут. Народная тропа до сих пор жива, несмотря на долгие гонения и репрессии. Вода ручья и родников вблизи пещеры вкусна, чиста и полезна. Жаль, что я не слушала бабушку и не интересовалась подробностями. Время ушло безвозвратно, и теперь нет возможности расспросить свидетелей тех далеких событий. Приходится собирать буквально по крупицам информацию о старце.

Из архивных источников удалось почерпнуть скупые сведения о нем. В миру святого человека звали Павел Яковлевич Бирюк. Павел Яковлевич родился 4 ноября 1873 года в семье казенных крестьян села Мурава Пружанского уезда Гродненской губернии. В 1901 году, в возрасте 28 лет, в составе Шавкуновского товарищества с семьей из 4-х человек он переселяется в Уфимский уезд Уфимской губернии в Новотроицкую область в починок Пыхановский. Взяв ссуду в Крестьянском поземельном банке, Павел покупает у помещика Заварицкого и мещанина Ефимова три десятины земли. За годы совместной жизни в семье родилось семеро детей. По материалам сельскохозяйственной переписи 1917 года, в хозяйстве имелось: одна лошадь, две коровы, один теленок и 25 гектаров земли. В другой карточке этой же переписи Павел Яковлевич Бирюк сдает в аренду 25 гектаров земли. Видимо, именно этот переломный революционный год и повлиял на Павла Яковлевича. Он решился на подвиг отшельничества, бросил семью и ушел жить в пещеру. По рассказам моей бабушки и внучки Павла Яковлевича Надежды Николаевны Левчук, близкие и семья не разделили его взглядов, перестали поддерживать с ним всякие отношения и отреклись от его имени. Все три его сына погибли в Великую Отечественную войну. До 1990-х годов туристам показывали его хижину. До сих пор существует «Бирюков лес». 

В настоящее время вход в пещеру закрыт камнями после взрыва. Куэшта – памятник природы, является самой большой карстовой пещерой Башкортостана. К сожалению, пещера не охраняется государством. В последнее время там разрабатывается карьер, и в будущем она может не сохраниться.

Автор:О. Куклина
Читайте нас: