Все новости
Юбилеи
25 Сентября 2023, 14:40

Отправная точка для героев

В сентябре 2023 года Иглинскому военкомату исполняется 85 лет

История Иглинского военкомата тесно связана с историей развития района

85 лет – немалый срок. За это время наша страна пережила Великую Отечественную войну, в которой приняло участие около 15595 наших дедов и отцов. 108 жителей района исполняли свой интернациональный долг в Афганистане, 21 житель принял участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, 298 – в антитеррористических действиях в Чеченской республике. За всеми этими цифрами – большая организационная, методическая работа военкоматов.
С февраля 2022 года наша страна ведет специальную военную операцию на Украине. Сегодня это реальность, которую мы переживаем и участвуем в ней, каждый кто как может. Кто-то – на передовой, кто-то – в волонтерских штабах, а герои нашей статьи – на рабочем месте.

Военные комиссариаты – это территориальные органы Министерства обороны Российской Федерации, которые входят в состав военных округов. Военкоматы являются связующим звеном между армией и народом, участвуют в сложных, жизненно важных задачах по укреплению оборонного могущества нашего государства.

Заглянув в кабинеты работников военкомата и поговорив с ними, мы прочувствовали всю ответственность, возложенную на них, и прониклись огромным чувством благодарности за их самоотдачу, за умение мобилизовать все физические, душевные и профессиональные силы для выполнения своих обязанностей.

Наш первый вопрос – военному комиссару Иглинского и Нуримановского районов Вадиму Давлетшину.

– Вадим Галиевич, Вы кадровый офицер и для Вас понятие «военная операция» – термин профессиональный. Но все-таки, работа в режиме проведения СВО – новый опыт для Вас. Расскажите, как справились и справляетесь сейчас?

– Вы правы, для военного то, что происходит сейчас, является частью профессии. Соглашусь с вами и в том, что работать военкомом в режиме мирного времени легче. Но так случилось, и нам нужно исполнять приказ. Военный офицер всегда морально готов к такой ситуации. Моей задачей было объяснить коллективу, как быстро и оперативно провести мобилизацию. Сложность заключалась в том, что коллектив на 99 процентов женский, я понимал, что эмоций и переживаний не избежать. Ситуация могла коснуться каждого сотрудника в той или иной степени, и то, что объем работы в военкомате увеличится в разы, тоже вызывало, мягко говоря, обеспокоенность. Но коллектив принял ситуацию с пониманием. Каждый сотрудник работал с полной отдачей. Зачастую задерживались в военкомате до поздней ночи и брали работу на дом.

– Какой этап работы был наиболее сложным для Вас?

– Я выбирал профессию осознанно, так же, как и любой человек, поэтому не о сложностях хочется говорить. Главным для меня как для руководителя стало наладить работу, делать все грамотно и профессионально, чтобы соответствовать высокому духу патриотизма наших земляков. Их активность придавала сил, я видел, как коллеги тоже были восхищены мужеством и отвагой наших ребят, поэтому встречали и провожали их как родных и работали, несмотря на колоссальные психологические нагрузки.

– Какими были самые первые реакции мобилизованных на начало СВО? Наверняка и негатива было в работе достаточно?

– Был и патриотизм, и негатив, это нормально. Не каждый из нас улыбнется, к примеру, когда его среди ночи разбудят и скажут: «Ты должен явиться в военкомат, для тебя мирная жизнь закончилась, завтра в бой…». Мы воспринимали это как норму, относились с пониманием даже тогда, когда кто-то позволял себе грубость. Работа с людьми, тем более когда они переживают стресс, обязывает проявлять высокую степень профессионализма. У моих коллег это получилось тогда и получается сейчас, за что я им очень благодарен.

– Не могу обойти тяжелый вопрос. СВО уносит жизни лучших ребят. Как это переживаете лично Вы? Какие слова утешения Вы говорите близким погибших?

– Каждая мама, родившая сына, с первых дней его жизни обнимает, целует свое дитя и повторяет: «Защитник мой родился!». В этих трех словах – предназначение мужчины. Так было и будет во все времена. Конечно, тяжесть утраты не описать словами, но как мужчина я бы хотел сказать всем матерям, детям, родным, близким, погибших одно слово – гордитесь! Мужчина, выполнивший свой долг перед Родиной, перед семьей, перед своей совестью – герой. Его имя покрывает славой весь род, родную землю, всю страну. Мы живем в исторический момент. Мир меняется к лучшему, этим ребятам выпала честь воевать и вписывать свои имена в летопись важных событий. Низкий поклон всем им.

Следующие вопросы мы задали помощнику начальника мобилизационного отделения Иглинского военкомата Марине Миндавлетовой.

– Марина Владимировна, какие задачи решает Ваше отделение?

– С первых дней объявления СВО задачей нашего отделения было сформировать личный состав мобилизованных. Мы работали с картотекой, сверяли личные данные, проверяли, кто подходит под призыв.

– Спецоперация идет уже полтора года, а как Вы вспоминаете тот день и первые рабочие дни, когда она была объявлена?

– Вспоминать это время даже сейчас тяжело. Мы хоть и работаем в военкомате, но являемся гражданскими людьми, и для нас, как и для миллионов соотечественников, это событие стало большим потрясением, ведь уже не одно поколение выросло под мирным небом. Слово «мобилизация» воспринималось мною лично как исторический факт давно минувших дней. И вдруг в один момент мы оказываемся лицом к лицу с такой ситуацией. Лично мои первые эмоции – страх, растерянность, неприятие и отказ воспринимать действительность, я не могла в это поверить.

– Как лично Вы и ваши коллеги сумели справиться с таким испытанием, как работа в «режиме военного времени»?

– Каждый по-разному, конечно, я не могу говорить за других, но времени на адаптацию у нас практически не было. Нами руководит мужчина – военный офицер, и это ключевой момент. Вадим Галиевич нашел нужные слова и дал понять каждому из нас, что от нашей слаженной работы будет зависеть многое. В этот момент мы поняли, что все эмоции, переживания нужно убрать, чтобы они не мешали работе. Это не сразу получалось, да и сейчас не всегда удается, потому что мы живые люди, не роботы, каждая – мама, у всех семьи, дети. Когда встречаем воина в своем кабинете, мы уже по карточке учета знаем о нем и его семье практически все – и как к этому можно относиться равнодушно? Он ведь тоже сын, отец, муж, а мы отправляем его в зону боевых действий. В первые дни и мы, и мобилизованные были растеряны, мало кто воспринимал происходящее спокойно. Вернее, не у всех это получалось.

– Марина Владимировна, при отборе мобилизованных с какими ситуациями столкнулись?

– В первые дни шел жесткий отбор. Ситуации были разные, например, кто-то болел в данный момент, и приходилось просить, чтобы предоставил справку. Были те, кто являлся попечителем пожилого человека или малолетних детей, много всего, жизнь есть жизнь. Приходилось каждую кандидатуру рассматривать индивидуально, человеческий фактор имел место быть и тогда, и сейчас. А потом, к большой нашей радости, пришли новые распоряжения, например, одно из них – отозвать со службы многодетных отцов, что мы и сделали. Поразило нас то, что среди них нашлись очень патриотически настроенные мужчины. Несмотря на такую возможность вернуться домой, несколько человек все же остались в строю. Были и такие случаи, когда в семье один брат попадал под мобилизацию, другой нет, и тогда тот, который спокойно мог остаться дома, требовал, чтобы призвали их обоих.

Все ситуации не перескажешь, но с первых дней мы с коллегами убедились, что мужчин крепких духом в наших двух районах достаточно, не зря мы занимаем второе место по Башкирии по числу контрактников и призывников.

– На СВО идет большое количество добровольцев – это объясняется денежными вознаграждениями?

– Вы знаете, нет. Хоть это и немаловажно, все-таки основной посыл – патриотизм. В большинстве своем это бывшие военные, которые идут осознанно, понимая, что их опыт на данный момент очень востребован. Мы общаемся с ними и часто слышим такие фразы: «Я не могу больше сидеть и ждать, когда это закончится, я должен быть там». Это, думаю, чистой воды гражданская позиция, мужское взвешенное решение, а деньги здесь играют последнюю роль. Попробуйте поставить себя на их место. Если бы вам предложили деньги за проделанную работу, но не дали бы гарантий, что вы останетесь живы, как бы вы поступили? Этим герои отличаются от всех нас.

– Работая и общаясь с мобилизованными бойцами и ушедшими на СВО по контракту, что можете о них сказать? Каков собирательный образ защитника в Ваших глазах?

– Вы не поверите, но все они для нас стали близкими людьми. Процесс сбора и отправки по времени непродолжителен, но зачастую уже на этом этапе мы становимся друзьями не только с ними, но и с их женами, матерями. Частенько бойцы выходят на связь, уже будучи там, на передовой. Кто-то обращается с просьбой, кто-то просто звонит, высылает фото и радует нас добрыми вестями. Это так трогательно! Если честно, меня всегда тяготили мысли о том, что наверняка с нами бойцы ассоциируют самые нехорошие воспоминания в жизни – отправка на СВО, а тут такие радости! Именно поэтому, несмотря на загруженность на работе, я не отключаю телефон никогда. Для бойцов я всегда на связи 24/7.

Вообще, СВО доказала всем нам, что наши мужчины – настоящие герои. Нет в них бравады и снобизма, как у американских боевиков, но есть мужество и героизм, сила духа, которую не сломить. Этой силой мы защищены, спасибо от нас всем бойцам.

– Вы сказали, что по звонку от бойца можете помочь ему. В чем конкретно и как это возможно при таком режиме работы?

– Действительно просьбы от бойцов бывают разные. В основном это заботы о семье и детях, о родителях. Мы тесно сотрудничаем с администрацией района и многими общественными организациями. Глава Гюзель Насырова и ее заместитель Андрей Коннов вникают в каждую проблему и всегда помогают решать ее. Ни одна просьба не осталась без внимания, бойцы всегда благодарят нас за участие и поддержку.

– Марина Владимировна, у Вас есть возможность обратиться к бойцам через нашу газету. Что бы Вы хотели им сказать?

– От себя лично и от всего нашего коллектива скажу просто. Уважаемые бойцы, каждого из вас дома ждут родные, и мы, работники военкомата, ждем вашего возвращения не меньше, чем они. Всех проводили и всех хотим встретить и обнять. Возвращайтесь с победой!

Поблагодарив Марину Владимировну за такой эмоциональный рассказ о работе и добрые пожелания бойцам, мы направились в кабинет старшего помощника военного комиссара по финансово-экономической и социально-пенсионной работе Регине Логвиновой.

– Регина Николаевна, в чем заключается работа Вашего отделения?

– Мы работаем с той категорией военнослужащих, которая уволена из рядов Вооруженных сил по состоянию здоровья – это инвалиды и раненые. А также, к большому сожалению, с родственниками тех, кто погиб. Задачей отделения является оформление всех необходимых документов для получения социальных выплат.

– Какие виды реабилитационной помощи есть для уволенных по ранению?

– Мы рекомендуем и раненым, и родственникам погибших пройти обследование в Республиканском клиническом госпитале ветеранов войн, который находится в Уфе по адресу: бульвар Славы, 1А. Там можно получить направление в реабилитационный центр в РКБ №1 или в санаторий. Могу привести пример из практики: у мамы погибшего бойца были проблемы с ногами, она обследовалась в этой поликлинике и ей дали направление в 21-ую больницу. Она прошла там курс лечения.

– Регина Николаевна, на Вашу долю выпало самое сложное в работе военкомата – взаимодействие и поддержка семей погибших. Расскажите об этом.

– К трагическим известиям никто и никогда не готов, и я в том числе. На первых порах было невыносимо трудно. Каждая утрата воспринималась всем сердцем, эмоции долго не отпускали, и было трудно сосредоточиться на работе. Не буду лукавить: мысли об увольнении были всегда, но, когда представишь ситуацию, что людям в их тяжелейшем горе будет пытаться помочь неопытный новичок, сразу приходит самообладание. Находятся силы, и начинаешь делать свою работу. Я так же, как и все сотрудники, можно сказать, живу здесь. Надо отдать должное нашим семьям, детям, которые нас практически не видят, и мужьям за их терпение и понимание. Бывало, мы по двое суток не приходили домой, такой большой был объем работы.

Каждого погибшего сопровождает представитель из части, в которой служил боец. За короткое время мы должны собрать огромный пакет документов, чтобы этот представитель их увез в часть, а родные получили все выплаты. Ошибки и исправления в документах допускать нельзя, поэтому мы все делаем сами, а родные лишь ставят подпись. Поскольку выплаты идут из трех источников, семье из четырех человек, например, надо написать 12 заявлений. И как они это должны сделать верно, когда такое горе переживают? Конечно, это нереально. Помимо такой работы, еще много разных новых видов работ со стороны Башвоенкомата и Минобороны. Мы составляем разные виды отчетов, исполнение которых не имеем права задержать, поэтому лечь спать в 6:00, а в 8:00 быть на работе – это для нас реальная история.

– Как человек с большим опытом работы в военкомате, что Вы думаете о том моменте, который переживает наша страна, и о роли военкоматов во всем происходящем?

– Мой трудовой стаж 16 лет. Все эти годы я работала и даже предположить не могла, что произойдет такое. Жизнь разделилась на «до» и «после». Одно дело, когда ты работаешь в мирное время и занимаешься отправкой юных мальчиков в армию, а затем встречаешь их окрепшими, возмужавшими и серьезными – этот процесс привычный и радостный. И совсем другое, когда объявлена мобилизация, идет отправка в зону военных действий и, что самое ужасное, начат счет потерям. Военкомат – отправная точка, от того, какие люди здесь и как организована работа, зависит многое, в том числе и победа.

Пройдет время, и мы поймем значение и важность этого исторического момента. Так же, как и другие военные операции, период СВО ограничится отрезком дат, а ее наполненность людскими судьбами отразится в статистических цифрах. Могу сказать лишь одно: за свою работу и за работу моих коллег мне не стыдно.

От лица редакции и жителей района поздравляем военный комиссариат Иглинского и Нуримановского районов с юбилейной датой и благодарим всех сотрудников за высокую степень профессионализма, позволяющего сглаживать тяжелые моменты в работе, за самоотдачу, душевность и теплоту, которую они проявляют к бойцам!

Фото предоставлено сотрудниками военкомата.

Автор:Фануза РАЦИНА.
Читайте нас: