Родилась и выросла Мунира в Хайбуллинском районе, трудовая биография ее связана с Баймакским районом – вместе с мужем воспитали троих детей, работали, вели подсобное хозяйство, там росли и учились ее дети. Выбрала местом для проживания Иглинский район Мунира Иргалеевна недавно – год назад переехала из башкирского Зауралья поближе к дочери и сыну, обосновавшимся в столице республики.
Основа, уток и ткацкий станок
Ткачество, которым так увлеченно занимается мастерица, известно с давних временв – раньше в каждом доме, начиная с осени, пряли и ткали женщины всех возрастов. В сельских домах и сейчас есть простые домотканые половики, с незамысловатыми горизонтальными узорами, напоминающими синюю гладь воды, весеннюю зелень травы и красный цвет заката.
Такими добротными и мягкими половиками застелены полы в доме у нашей героини, прямо с сеней ведут эти разноцветные дорожки на кухню и в зал, в котором настоящее изобилие ручных работ мастерицы: вышитые яркими цветами подушки, лоскутные покрывала.
В зале расположился новый ткацкий станок рукодельницы, его подарили на юбилей дети. Рядом стоят коробки с клубками-заготовками.
– Любая ткань у меня идет в ход, не залеживается, – улыбается женщина. – Вторую жизнь старым вещам даю, ничего не пропадает, получается, что они пользу приносят людям еще раз, только уже в другом виде.
Ткать половики мастерица начала серьезно года три назад, хотя еще в детстве любила смотреть, как бабушка Тайба инэй занималась этим и соседскую девочку потихоньку учила.
Вот и зародился в душе у юной девушки интерес к старинному ремеслу, который она смогла по прошествии времени развить и воплотить в жизнь.
Еще одним примером была ее мама, которая любила вышивать, была искусной вязальщицей.
– Мама очень много работала: мы уже спим, а она прядет, вяжет, шьет или вышивает. Руки ее не знали отдыха. Мама вязала красивые паутинки из тонко спряденной овечьей шерсти на продажу. Раньше мастерство от матери передавалось к дочери, а приданое молодой девушки показывало усидчивость, трудолюбие, умение создавать в доме красоту и уют, – говорит женщина. Так и у нас: сестра вяжет, я с молодости люблю вышивать, занимаюсь декупажем, освоила ткацкий станок. Обе мои дочери с удовольствием в свободное время рукодельничают.
Искусство вышивания моя собеседница освоила в полной мере – стежки ее ловко ложатся сразу на ткань без заранее нанесенного рисунка. Причудливые узоры цветов рождаются у рукодельницы в голове, также по своему вкусу она подбирает цвет ниток.
– Заниматься любым рукоделием можно только тогда, когда сам процесс тебе очень нравится. Надо, чтобы занятие радость приносило, к этому нужно прийти самой, созреть.
У мастерицы есть большое желание собрать в кружок девочек из своего села и передать свои умения.
Она сетует, что сегодняшние дети больше увлечены гаджетами, бесконечно сидят в соцсетях и заниматься вышиванием, ткачеством интересно не многим. По ее мнению, их время еще придет, все-таки это возрастное занятие.
– После того как обустроилась в новом доме и повесила на стену вышитые изделия, расстелила на пол половики, застелила диван самодельными лоскутным одеялом, украсила кровать подзором и подушками с вышивкой, сын сказал: «Мама, в твоем доме есть «КОТ» – душа, жизненная сила, уют и благополучие».
Мастерица очень любит дарить свои работы близким на дни рождения и просто так, на память. Изделия, сделанные Мунирой апа с любовью и теплом души, радуют глаза, дают людям тепло и заботу.