Все новости
Новости
27 Января 2023, 14:45

Дети блокадного Ленинграда С. Такташева, В.Сергеева – о том, как им удалось выжить и что пережить

27 января – день воинской славы России, когда Ленинград был полностью освобожден от блокады. Она длилась 872 дня – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. С тех пор прошло 79 лет… С каждым годом все меньше людей, которые могут рассказать о ней не по фильмам и книгам. Среди жителей Иглинского района есть те, кто родился и жил в Ленинграде в это страшное время, и до сих пор хранят воспоминания блокадного детства.

Дети блокадного Ленинграда С. Такташева, В.Сергеева – о том, как им удалось выжить и что пережить
Дети блокадного Ленинграда С. Такташева, В.Сергеева – о том, как им удалось выжить и что пережить

Соние Такташевой 18 января, в день 80-летия прорыва блокады Ленинграда исполнилось 86 лет.

Девочке было всего лишь четыре с половиной года, когда началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, а мама осталась с тремя детьми на руках – Сонией (1937 г.р.), Сажидой (1935 г.р.), Зиятдином (1933 г. р.). Жили они на улице Шкапина, неподалеку от Балтийского вокзала, на втором этаже шестиэтажного дома. Семья их состояла из семи человек (включая родителей мамы) и занимала три комнаты коммунальной квартиры. Мама Сонии Таеровны не сразу согласилась на эвакуацию из Ленинграда – хотела дождаться мужа с фронта.

– Во время бомбежек в нашей квартире прятались соседи сверху, они не успевали добраться до бомбоубежища, сил у них не было добежать. Вначале было страшно, потом привыкли. Мы ждали маму с дежурства, она то окопы рыла, то на крыше зажигательные бомбы тушила, а основная ее работа была – шить рукавицы для фронта, – вспоминает Сония Такташева. –
Иногда она меня с собой брала отоваривать хлебные карточки, а я шла, задрав голову, чтобы рассмотреть висящие в небе аэростаты. Они были такие огромные! Когда стало совсем голодно, умер дедушка.

Отец Сонии пропал без вести в 1942 году, а в 43-м семья эвакуировалась в Мордовию, в д. Торбеево. Все вещи взрослые отправили баржей, которую потопили немцы.

– Мама с утра до вечера пропадала на поле, бабушка хлопотала по дому, за нами следила. Еще нам очень помогал бабушкин брат – делился продуктами. Татарская деревня Торбеево и сама большая, да еще эвакуированных много прибыло, всяких национальностей. Я, например, подружилась с девочкой из еврейской семьи. Все друг другу помогали как могли. 

В 1944 году семья вернулась в Ленинград. Сония Таеровна после окончания торговой школы работала продавцом, приемосдатчиком на базе, а потом переехала к родственникам в Таджикистан. В 1996 году после известных событий вынуждена была уехать оттуда с мужем и внучкой, и дороги судьбы привели ее в Башкирию, в Иглинский район. С мужем прожили 51 год в любви и согласии. Сейчас Сония Таеровна живет вместе с дочерью, внучкой и правнучками.

– Сейчас у людей все есть. Не понимаю, почему многие не хотят ни учиться, ни работать. Я сразу вспоминаю блокадный Ленинград, иногда хочется некоторых туда на денек-другой отправить, чтобы поняли, что к чему. То же самое порой и своим внучкам говорю. Современные дети не представляют, что такое голодать, ходить босиком по мерзлой земле, потому что нет ботинок. От меня отмахиваются – это было раньше, чего теперь воспоминать? А я думаю, что надо вспоминать и рассказывать надо, чтобы больше такого не повторилось.

 Валентина Сергеева, жительница села Кудеевский, вспоминает:

– Я родилась 14 августа 1937 года в городе Ленинград пятым ребенком. В Ленинграде мы жили по адресу Лесной проезд, дом 50. На первом этаже была однокомнатная квартира, где все мы и проживали. Потом началась война. Помню, как ходили по карточкам получать хлеб. Папа в блокаду умер от голода – он тогда с моей сестрой Анастасией работал на Кировском заводе. Она во время блокады попала под бомбежку и была контужена. До пяти лет я жила в Ленинграде, пока не приехал военный Кулешов, он сказал нам, что пора собираться и эвакуироваться. Помню, как нас привезли на вокзал, мы сели в товарный поезд. Народу было очень много. Моя двоюродная сестра тоже хотела уехать, но осталась в Ленинграде – потом никто не знал, что с ней случилось.

Пятилетняя Валентина вместе с мамой, сестрой и братьями попала в Уфу, куда эвакуировали Кировский завод. Семье дали квартиру в деревянном доме на улице Пушкина рядом с Министерством сельского хозяйства. Вернулся с войны и брат Василий – тяжело контуженный, с осколком, который нельзя было оперировать. Сестра и брат Иван работали на заводе, Валентина училась в школе № 45 г. Уфы. После окончания девяти классов поступила в библиотечный техникум. Трудовая биография началась с городской библиотеки, ее работа заключалась в том, чтобы доставлять читателю книгу по абонементу из книгохранилища. Дальше Валентина Сергеева работала охранником в милиции, оттуда и ушла на пенсию.

Из рассказа Валентины Николаевны:

– В 1998 году я переехала в Салават. Моя сестра к тому времени уже сильно болела, братья Василий и Иван, которые остались в Уфе, умерли. Брат Виктор уехал с женой в Караганду и там пропал. Сестры Анастасии Николаевны не стало 11 ноября 2017 года в городе Салавате.

Непростая сложилась жизнь у жительницы блокадного Ленинграда. Так уж получилось, что городскую жизнь на склоне лет пришлось поменять на сельскую – в Иглинском районе в селе Кудеевский. Здесь она проживает со взрослым сыном в двухкомнатной квартире двухэтажного многоквартирного дома более шести лет.

– Сейчас все хорошо. В основном, народ здесь добродушный. Я желаю всем людям здоровья, и еще одно, может быть, самое важное – быть добрее друг к другу.

 Использованы материалы, предоставленные руководителем местного отделения партии «Единая Россия» по Иглинскому району И. Сергеевой.

 

 

Дети блокадного Ленинграда С. Такташева, В.Сергеева – о том, как им удалось выжить и что пережить
Дети блокадного Ленинграда С. Такташева, В.Сергеева – о том, как им удалось выжить и что пережить
Автор:Милауша Ахметьянова
Читайте нас: